Разнообразие русской народной медицины

Разнообразие русской народной медицины

В Забайкалье укусы заведомо бешеных животных лечили прижиганием раны раскаленным железом; прижигали нередко также загноившиеся раны. На Кубани ржавые железные предметы держали в квасной гуще в течение десяти дней, затем железо вынимали, а гущу кипятили и купали в ней золотушных детей. Медь, по мнению крестьян, помогает при переломах костей; для этого стружки от старинных медных монет съедались с хлебом. В Вологодской губернии медные опилки принимали внутрь с хлебом для скорейшего срастания переломленных костей; кроме того, наскобленную ножом медь пили от грыжи. Серебро в виде сережек носили в ушах больные золотухой как взрослые, так и дети.

Ртуть в скорлупе ореха носили на шее от золотухи. Соль употреблялась для лечения довольно часто. Например, настой ее на водке считался хорошим средством для пищеварения. Жеваный хлеб, посыпанный мелкой солью, прикладывали к чириям; раствором соли в спирту натирали мокрый лишай до тех пор, пока не появлялась кровь, затем посыпали его одной только солью. Соляную кислоту применяли на Кубани при геморрое. Больной пил ежедневно воду с 10—12 каплями соляной кислоты.

Глина употреблялась во многих случаях. Ее давали детям при «накоплении кислот в желудке», от изжоги (для этого ее хорошо высушивали). Привязывали к голове и к ногам вместо горчичника. Так, на Кубани глину, смоченную в хлебном квасе, прикладывали к голове и к телу от тифозной горячки. При горловых болезнях, когда был сильный жар с бредом, прикладывали к пяткам обыкновенную глину, смешанную с уксусом.

В Сибири белая глина (перфильская) применялась как жаропонижающее средство: ею обкладывали обожженные и ошпаренные места; всякая глина в соединении с олифой признавалась полезной при ожогах. Лепешками из желтой глины лечились от рожи, а глиною, смоченною детской мочой, — от укусов пчел. Глину с конопляным маслом прикладывали к пальцам при ногтоеде; глину же (красную), густо замешанную на воде, — к вывихам и ушибам. Белая глина применялась вместо детской присыпки, что отмечено в Енисейской губернии.

Мел ели от изжоги, употребляли в качестве присыпки при лечении рожи. Как лечебное средство от рожи мел был довольно широко известен. Например, в Енисейской губернии при роже и всякого рода опухолях (отеках) кожи присыпали больное место мелом, прикрывая иногда еще красным сукном. Тот же самый способ бытовал и на Кубани. Песок речной служил для излечения английской болезни у детей, для чего ребенка сажали в ящик и засыпали теплым песком, что отмечено, например, в Вологодской губернии.

Земля считалась кровоостанавливающим и болеутоляющим средством, ею засыпали раны и укушенные места осами или пчелами, применяли при ожогах; сырой землей обкладывали пораженных молнией. Землею же натирались при «межуперстице», а также для уничтожения бородавок. В Курской губернии при выпадении волос брали землю из ямки, вырытой курами в засуху; варили ее в воде, которою и мыли голову несколько раз.

Еще не так давно считали почву рассадником многих эпидемических заболеваний. Однако опыты показали, что, например, брюшнотифозные бактерии в почве погибали через сутки; но те же бактерии в стерильной почве не только сохранялись, но даже и размножалась. Таким образом, было установлено, что, за небольшим исключением, болезнетворные микробы в почве погибают, и, наоборот, в ней развиваются микробы антагонисты, уничтожающие патогенные бактерии. Конечно, при этом возможно было заражение столбняком, так как в почве хорошо сохраняются возбудители столбняка, сибирской язвы И газовой гангрены. Но, по-видимому, в большинстве случаев этого не происходило, оказывала хорошее действие, что и способствовало широкому распространению этого средства в лечении ран.

При икоте пили холодную воду.. Особенно целебною водою считалась мартовская вода; она употреблялась от веснушек и загара. При использовании воды для лечения иногда существовали особые требования. Например, в Харьковской губернии вода, предназначенная для лечения, должна была быть набрана до «ехид сонця», непочатая, т. е. пока еще никто ее не почерпал. При этом говорилось: «Здравствуй, вода Ульяно, земле Тытяно, колодизь Яков! Благослови воды набрати для молитвенного, хрищенного, причащенного (имя рек)». Если воду для лечения брали из реки, то надо было зачерпать против течения и т.д. Смысл этого требования заключался в том, что вода должна быть чистой, еще никем не взятой.

Дождевая вода в Приаргунском крае употреблялась при эндемическом зобе. При этом это средство бывает иногда полезным, особенно при зобах недавнего происхождения; действительным средством здесь, вероятно, является йод, присутствие которого в дождевой воде доказано недавно некоторыми исследователями. Однако здесь возможно и другое объяснение. В некоторых районах вода для питья была причиной появления зоба. Если больной начинал употреблять для питья другую воду, хотя бы дождевую, то тем самым устранялась основная причина заболевания и, в результате, следовало улучшение болезни.

В доказательство можно привести предположение, высказанное академиком Палласом. В 1768—69 годах во время своего путешествия по России он писал, что за 6 верст от Оки он увидел впервые в России людей с зобами: «и хотя сия деревня не велика; однако, много в ней как малых, так и уже взрослых людей превеликими зобами отягощенных. Сказывают, что в других соседственных деревнях есть многие с зобами: и как здесь вся речная вода, которую везде употребляют, несколько марциальных, а больше мергельных имеет в себе частей, то кажется, можно бы изыскать еще неизвестное начало сей болезни, есть ли бы и во многих других местах, в коих жители заражены такою болезнью, примечали подобное свойство воды».

Целебным считался ильинский дождь (Ильин день праздновался 20 июля), им умывались и окачивались от разных болезней и от «призора». Роса также применялась для лечения, например, росою с огорода смачивали бородавки в Костромской губернии. «Прокловы росы» (день Прокла был 12 июля) являлись как будто бы особенно целебными от глазных болезней, поэтому их собирали для «очного врачевания». Когда болели ноги при ревматизме, ходили рано утром по росе (Новгородская губерния). Первый мартовский снег называли «благодатным» в Орловской губернии; его собирали и воду из него берегли; она называлась «мартовскою» и употреблялась не только при болезнях, но ею также окрапывали кустарники и плодовые деревья, чтобы водились и роились пчелы.

Для лечения использовалась и морская вода. Например, на Кубани при воспалении и красноте глаз их промывали морскою водой. Таким образом, русский народ применял для лечения различные средства как растительного, так и животного и минерального происхождения. Главными лечебными средствами следует считать: травы, ягодное кустарники, древесные растения, огородные растения и другие. Особенно много использовалось трав. Сбор лекарственных трав происходил обычно в июне, накануне Иванова дня (24 июня), что является правильным, так как большинство трав цветет в это время. Известно, что применение цветущих растений для лечения является наиболее эффективным.

Первыми лечебными средствами, вероятно, явились различные травы и ягоды, который употреблялись в пищу. Например, из дикорастущих растений в пищу шли щавель, дикий чеснок, крапива, медуница, которые применялись и для лечения. В дальнейшем к этим лечебным средствам прибавились соки, добываемые из хвойных деревьев, березы, липы. Работая в лесу, народ сделал правильные наблюдения о возможности использования древесных соков вначале для питания, а потом для лечения.

Многие средства лечения были связаны с занятием населения, являясь продуктами огородничества, земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Например, с развитие огородничества стали лечиться и овощами. Использование культур чеснока и лука для лечения возникло, вероятно, в связи с употреблением их с той же целью в диком виде. Одни из овощей, как, например, капуста, морковь, репа, редька, свекла являются старыми культурами; другие, как картофель или подсолнечник, хотя и более новые культуры, но довольно сильно распространенные в народной медицине русского народа в 19 веке.

Применение тех или иных средств народной медицины в значительной степени обычно зависело от окружающей географической среды. Например, характерным для Сибири является применение сосны, пихты, кедра, лиственницы, черемши, марьина корня. Об употреблении их с лечебной целью указывается уже в литературе 17—18 веков. На севере России применяли ягоды морошки, брусники, клюквы; из древесных растений: ель, сосну, лиственницу и другие. Если мы возьмем огородные растения, то увидим, что в то время, как в северной и средней части России применяли картофель, репу, капусту, морковь, редьку и т.п., на юге своеобразным является применение бахчевых культур (арбуз, дыня), свойственных более теплому климату.

Для лечения народ выбирал такие растения, которые были наиболее эффективными для каждого отдельного случая. Но, чтобы найти подходящее растение, надо было хорошо знать окружающую природу. Следует отметить, что крестьяне делали удивительные наблюдения. Например, заметили, что пчелы меньше всего собирают мед с черемухи, хотя она и считается медоносной. Пчеловодами отмечено, что одно приближение пчелы к цветущей черемухе на несколько дней ослепляет ее, причем эта слепота, по их мнению, была тождественна с куриной слепотой у людей. В Тверской губернии крестьяне говорили, что не только ягоды, но даже и запах от дерева производит чрезвычайную боль у больных грыжею; и что во время цветения черемухи лошади и скот удаляются от тучных лугов и пасутся на пригорках и чистых полях.

В 18 веке академиком И. Лепехиным отмечено употребление черемухи для уничтожения клопов. Он пишет, что цветами черемухи окуривали избы, «сказывают, что сие средство всегда бывает удачливо». Современными научными опытами обнаружено, что черемуха обладает мощными протистоцидными действиями — листья черемухи убивают протозойных на расстоянии. То, что народ хорошо изучил и подметил различные свойства растений, видно из многочисленных примеров. Тонкие самоотделяющиеся слои бересты крестьяне употребляли вместо пластыря для лечения ран и чирьев, назвав его «живучим» пластырем. Лютик едкий заменял шпанские мушки, жгучий и красноватый сок медуницы — йод. Вместо горчичников употреблялись корни хрена; пух с кипрея (Иван-чай) крестьяне использовали как вату, жабник полевой — вместо корпии, потому что растение очень пушистое.

Интересно остановиться на использовании мухомора. Несмотря на ядовитость этого гриба, население применяло его с должной осторожностью от боли в желудке, при язве и других болезнях. Сок его пили, а также употребляли для смазывания больных мест. Выпитый в большом количестве сок обладает снотворным действием. По сведениям, собранным проф. А. Ф. Гаммерман, охотники в горах Урала на отдыхе жуют кусочки мухомора, что приводит их в состояние опьянения с галлюцинациями. Опьяняющее действие мухомора известно и коренному населению лесной зоны Сибири.

Крестьяне настолько хорошо изучили свойства различных трав, что даже при отравлении ядовитыми растениями знали, что надо брать в качестве противоядия. Например, в Тульской губернии при отравлении вехом ядовитым, которым иногда отравлялись дети, благодаря сходству его стволов с дягильником-ангеликой, уксус, кислый квас и сок щавеля составляли противоядие. От белены противоядием была рюмка простого вина, смешанного с толченым луком или чесноком. Многие из растений, применяемых крестьянами в 17 и 18 веках, признаны наукой правильными, и в настоящее время они употребляются в медицине. Например, лиственничная губка, которую указывал в своей росписи С. Епишев в 1674 году для отсылки ее в Аптекарский приказ.

С. Епишев писал, что при употреблении лиственничной губки «понос бывает и иные внутряные болезни выгоняет». Из нее в настоящее время изготовляют препараты, употребляемые в качестве слабительного и кровоостанавливающего средства и как средство против изнурительных потов у туберкулезных больных. Растения, богатые витаминами или обладающие бактерицидными свойствами, применялись в народной медицине. Подорожник, черная смородина, шиповник, рябина, калина, ревень, лук, Чеснок, картофель, морковь и многие другие растения употреблялись народом задолго до того, как наукой было открыто наличие в них витаминов.

Хрен, редька, капуста, репа содержат лизоцим, который содействует устойчивости животных тканей против размножения бактерий; он растворяет или задерживает рост многих микробов. Бактерицидными свойствами особенно богаты травы, принадлежащие к семействам лютиковых и сложноцветных. Эти травы были наиболее распространены в народной медицине, как, например, различные виды полыни. Растения, содержащие, согласно научным данным, антибиотические вещества, применялись в народной медицине задолго до признания их научной медициной. Антибиотические вещества находятся также в тканях и выделениях млекопитающих (лизоцимы) и в свежей моче человека (инхибины).

Лизоцим растворяет или задерживает рост многих микробов. Он находится в слезах, мокроте, слЮне, сыворотке и в разных органах животных. Микробы, от которых погибают болезнетворные бактерии, живут и в навозе. В основе применения многих растений лежат вековые наблюдения народа. Однако народ, не всегда понимая причины их действия, стал объяснять это каким-то сверхъестественным свойством некоторых трав. Этим травам приписывали не только лечебное значение, но считали, что они помогали и во многих других случаях. Так, чеснок, обладающий мощным бактерицидным свойством, являлся действительным средством в лечении. Применение его было основано на многовековом опыте. Народ, видя поразительные результаты при лечении, стал даже объяснять это какими-то сверхъестественными силами, а потому чеснок считали способным также изгонять злых духов.

В Юго-Западном Забайкалье местное население, кроме таких средств, как богородская трава, листья подорожника, брусничная трава, березовый сок и кора, листья капусты, свекольный сок, крапива и т.д., обращалось за помощью и к так называемому «ламскому лечению». Однако, главным лечебным средством народа являлись свои местные средства, которые он сумел выбрать из окружающей его природы. Навыки использования различных средств формировались постепенно. Они являлись результатом накопленного опыта и наблюдений, часто связанных с хозяйственной и производственной жизнью народа.

Похожие страницы:

1. Тяжелые бытовые условия крестьян дореволюционной России
2. Взгляд деревенского народа на деторождение и бесплодие
3. Народные приемы лечения болезней, связанные с религиозными и магическими представлениями
4. Народные физиотерапевтические методы лечения – баня, ванны, кровопускание
5. Условия и особенности заболеваний русской деревни

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.