Значение крылатых выражений — Александр Македонский герой, Алчущие и жаждущие, Альфа и омега, Альфонс, Амфитрион

Значение крылатых выражений — Александр Македонский герой, Алчущие и жаждущие, Альфа и омега, Альфонс, Амфитрион

«Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?«

Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), действие I, явление I, слова Городничего об учителе: «Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» Последняя фраза получила крылатость в значении: зачем же переходить меру.
Примеры из литературы:
После того, как был прочитан рассказ Наташа встала; щечки ее горели, слезинки стояли в глазах; вдруг она схватила мою руку, поцеловала ее и выбежала вон из комнаты… Анна Андреевна смотрела, как будто хотела выговорить: оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные», 1, 6),
Александр Македонский великий человек, но стульев ломать не следует, так и русский народ — великий народ, но из этого не следует, что ему нельзя в лицо правду говорить (А. П. Чехов, «Скука жизни»).

«Алчущие и жаждущие«

Выражение из евангелия (Матф., 5, 6): «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»; употребляется в прямом смысле — о людях, испытывающих жажду и голод, и переносном — о страстно чего-либо желающих.
Пример из литературы:
— Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду-алчу наставления, как манны небесной (А. Н. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты», 1,4),

«Альфа и омега«

Начало и конец, все (альфа и омега — первая и последняя буквы греческой азбуки). Выражение возникло из библии: «Я есмь альфа и омега, начало и конец», — говорит господь» (Апокалипсис, I, 8). «Я есмь альфа и омега, первый и последний» (там же, 2,8).
Примеры из литературы:
… идея социализма… стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопроса (В. Г. Белинский, Письмо к В. П. Боткину 8 сентября 1841 года).
Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого общественного развития (Д. И. Писарев, «Цветы невинного юмора», 6).
Альфа и омега кухни — кухарка Пелагея возилась около печки (А. П. Чехов, «Кухарка женится»).

«Альфонс«

Этим именем, по герою драмы «Господин Альфонс» (1873) Александра Дюма-сына (1824—1895), называют мужчину, извлекающего материальные выгоды из любовных отношений с женщиной. Первое представление пьесы Дюма в Москве, в Малом театре, происходило 3 октября 1874 года. Русский перевод пьесы был озаглавлен «Красавец».
Пример из литературы:
— Низость! Подлость, гаже чего не придумал бы, кажется, сам сатана! Услала затем, чтобы бежать, бежать с шутом, тупым клоуном, альфонсом! О боже, лучше бы она умерла! (А. П. Чехов, «Враги».)

«Амфитрион«

В греческой мифологии Амфитрион — царь Тиринта, муж Алкмены, обманутой Зевсом, принявшим вид самого Амфитриона. Этот миф послужил Плавту (ок. 254—184 до н. э.) сюжетом для комедии «Амфитрион», в которой Юпитер (Зевс), выдавая себя за Амфитриона, приглашает к себе на завтрак одно из действующих лиц. В комедии Жана Ротру (1609—1650) «Двойники», написанной на этот же сюжет, имеется стих: «Тот не Амфитрион, у кого не обедают». Мольер перенес эту фразу в свою комедию «Амфитрион» (1668) в форме: «Настоящий Амфитрион — Амфитрион, у которого обедают» (3,5). Отсюда имя Амфитрион стало нарицательным для обозначения гостеприимного хозяина.
Примеры из литературы:
Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара (Пушкин, «Дубровский», 2, 13).
Амфитрион был предводитель
— И в день рождения жены,
Порядка ревностный блюститель,
Созвал губернские чины
И целый полк.
(М. Ю. Лермонтов, Тамбовская казначейша, 27.)
Дворянский люд … пил и ел и в конце концов наедал столько, что сами радушные амфитрионы приходили в изумление (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Мелочи жизни», 2, 2).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.