История появления речного яхт-клуба в Самаре

Первое общество любителей парусного спорта было основано в 1720 году в Корне (Англия) состоятельными людьми, владельцами яхт, с целью иметь возможность сообща кататься на яхтах. В России первым яхт-клубом многие считают “Потешный флот” Петра Первого, после его смерти основанный в 1846 году Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб. В последние годы 19 века образовалось множество яхт-клубов в портовых городах, на реках и других удобных местах. Привилегии яхт-клубов состояли в особом флаге (белый с синим обыкновенным крестом, с гербом города или каким-либо другим изображением в левом верхнем углу), в облегчении формальностей таможенного досмотра и т.д. Члены яхт-клуба имели особую форму. Уставы утверждались морским министерством и публиковались в “Морском сборнике”.

В “Морском сборнике” за 1912 год были опубликованы флаги судов Санкт-Петербургского спорт-клуба “Меркур”, Херсонского яхт-клуба, Новгородского спортивного кружка, Донского речного, Каянского и Ревельского яхт-клубов, а в сборнике за 1913 год – Финского общества парусного плавания в Гельсингфорсе. В журнале “Русское судоходство” за 1905 год можно почитать отчет Черноморского яхт-клуба в 29-й год его существования, согласно которому в составе яхт-клуба было 146 членов, 61 судно (из них 3 парусных и гребных принадлежат клубу, остальные – его членам). А в Самаре первый речной яхт-клуб заявлен в 1909 году – в числе обществ и учреждений на началах благотворительности, общественной пользы, взаимопомощи, охоты, спорта и пр.

В “Памятной книжке Самарской губернии на 1910 год” впервые публикуется состав Самарского речного яхт-клуба – командора, вице-командоров, секретаря, казначея, членов комитета, членов гоночной комиссии. Газета “Волжское слово”, опубликовала в 1910 году (№181) большую заметку об общем собрании членов яхт-клуба. Оно состоялось 20 августа и рассмотрело вопрос о зимнем помещении клуба: “Судя по докладу вице-командора г. Берга, яхт-клубу г. Вакано предоставляют бесплатное здание пивной №1, что на Алексеевской улице, пока на 6 месяцев – с 1 октября по 1 апреля. Яхт-клуб будет нести расходы лишь по содержанию помещения, но с обязательством, что вся чистая прибыль с устраиваемых в помещении вечеров, концертов и т.п. поступает на улучшение пушкинского сквера, что близ городского театра”. Деятельность клуба было решено расширить, оживить, поставив его на одинаковом уровне с настоящими местными клубами.

Далее обсуждался вопрос о необходимости гулянья в пользу яхт-клуба. И, естественно, на собрании были доложены результаты гонок, устроенных Петербургским Императорским яхт-клубом, причем подчеркивалось, что “главным инициатором появления на этих гонках флага самарского, этого единственного провинциального яхт-клуба, является П. Н. Поляков, который вложил много энергии, труда и средств, чтобы поставить молодой самарский яхт-клуб на должную высоту”. Особо стоял вопрос о гофмейстере Двора Его Величества – Владимире Васильевиче Якунине. Ему преподнесли флаг яхт-клуба с надписью: “Почетному члену самарского речного яхт-клуба, гофмейстеру Двора Его Величества В. В. Якунину, в знак признательности от членов самарского яхт-клуба”. В. В. Якунин – с 1904 года был самарским губернатором.

А первым командором самарского речного яхт-клуба был коллежский ассесор, нотариус, гласный Городской думы Михаил Семенович Афанасьев. В 1912 году командором стал купец П. Н. Поляков – владелец электротехнической и мельнично-строительной конторы на улице Дворянской, 89. Первыми вице-командорами, начиная с 1910 года, были барон Вольдемар Фридрихович фон Энгельгардт, преподаватель немецкого языка и одновременно пастор в ряде гимназий и школ Самары, и поручик запасной артиллерии Николай Осипович Берг. В 1911-1913 гг. вице-командором был земский начальник Самарского уезда, надворный советник Юрий Несторович Постников, а также дворянин, член Дирекции Самарского отделения Императорского русского музыкального общества, член Самарского отделения Крестьянского Поземельного банка, титулярный советник Сергей Александрович Богушевский.

Последний входил в яхт-клуб с самого начала, исполняя должность секретаря, которую после него занял член Крестьянского Поземельного банка Андрей Клементьевич Бигос. Казначеем в 1910-1911 гг. был прусский поданный Карл Эдуардович Лебер, в 1912-1913 гг. – самарский техник Александр Александрович Грен. Список членов гоночной комиссии был опубликован один раз – в 1910 году. Это три человека: барон В. Ф. Энгельгардт, граф М. Н. Толстой, уездный предводитель дворянства Самарского уезда и губернский секретарь Самарского отделения Крестьянского Поземельного банка Н. А. Турчанинов. Среди членов комитета яхт-клуба был Эрих Альфредович фон Вакано, известный самарский меценат, художник и купец К. П. Головкин и его брат (он же начальник Самарской гавани) Александр Павлович Головкин, купеческий сын, гласный Городской думы А. С. Ромашев, заведующий Городской электрической станцией Л. А. Беслер, заведующий Городским водопроводом К. В. Богоявленский, губернский архитектор А. А. Волошинов и др.

В 1915 году к самарцам присоединился земский врач из Ставрополя А. А. Пономарев. Деятельность самарского яхт-клуба интересна тем, что с самого начала была направлена на удовлетворение самых разных интересов горожан. В 1911 году при яхт-клубе, образовалось несколько спортивных групп: “футбольная”, группы “любителей борьбы”, шахматистов. В 1912 году Самарский яхт-клуб вошел в Городскую управу с ходатайством о предоставлении в его ведение осмотра автомобилей, а также наблюдения за движением автомобилей по городским улицам. В октябре того же года на площадке яхт-клуба (“ипподром Александрова”) устраивались велосипедные гонки, а в декабре 1913 года на катке Пушкинского сквера – конькобежные состязания.

Самарский яхт-клуб, устраивавший в своем зимнем помещении концерт артистки Варшавской правительственной оперы В. А. Рожковской, в то же время, только на день раньше, приглашал горожан на доклад поручика князя Дадиани о физическом воспитании по следующей программе:
1) воспитание у диких народов,
2)воспитание у исторических народов.
Что касается непосредственно парусных состязаний, то 9 июня 1913 года, у Струковского сада, состоялись гонки на гребных, парусных и моторных судах, как сообщал “Голос Самары” (10 июня 1913 года).

От Самары участвовали две яхты: “Апаш” (рулевой-владелец Р. К. Мецлер) и “Борей” (рулевой – П. Девриен). “Яхты пришли в Саратов в полной исправности, – сообщает корреспондент – Дистанция была определена в пятнадцать верст. Вскоре после старта “Апаш” уходит от противников на довольно большое расстояние и через час сорок восемь минут девять секунд, под гром аплодисментов восхищенных саратовцев пришел к старту. Таким образом рулевой Р. К. Мецлер получил звание “первого рулевого Поволжья”. Что касается названий самарских яхт, слово “апаш”, происходящее от названия индейского племени “апачи”, имеет два значения: 1) вор и 2) мужская рубашка с отложным воротником, а “борей” – это северный ветер, дующий с северных гор в Элладу.

Похожие страницы:

1. Известные англичане бывавшие в Самаре
2. Легенда о Толыбае
3. Немного о двух старинных рисунках Самары

На Главную

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История Поволжья и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий