Легенда о Толыбае

Легенда о Толыбае

С древних времен казахи проводят конные скачки и имеют свою методику тренировки коня. И в настоящее время в Казахстане есть немало мастеров, тренирующих лошадей для участия в состязаниях (байга). По разному называют тренеров коней в разных регионах Казахстана: в Центральном и Восточном Казахстане — «атбеги» в Западном Казахстане — «ат сейио» или «сейио», в Южном Казахстане — «бапкер». Одна из широко распространенных легенд среди казахов — это легенда о знаменитом сыншы (знатоке) Толыбае.

Вот что говорится в легенде: «..Однажды мальчик Толыбай ехал мелкой рысью вдоль реки Сыр, увидел на краю дороги череп коня. Подтянув поводья и остановив коня, взял в руки череп и стал размышлять: это, по всей видимости, голова лучшего скакуна. Морда изогнутая как у антилопы, гнездо глаз глубокое, веко прямое. Околоушник черный, середина двух щек расположена широко. Зубы еще блестят как драгоценные камки. По зубам можно определить, что лошадь умерла на десятом году жизни. Постучал ручкой плети по черепу — отзвук звонкий. И кость какая драгоценная! По морде можно предположить, что у него холка высокая, ноги длинные, сустав подобно заячьему для мощного прыжка, жилистый, может скакать без устали на большие расстояния… Привязав череп к тороке седла, Толыбай стал искать его хозяина. Видя всадника с черепом у седла, люди думали, что он ненормальный, в конце концов, почти год пробыв на берегах Сырдарьи и на Каратау, он находит хозяина. Оказывается, череп принадлежал знаменитому коню Кундузкара, хозяином которого являлся Маллыбай. Несколько лет назад, возвращаясь первым из однодневных скачек, где участвовало 100 коней, Кундузкара, попав в яму, пал. Толыбай повесил череп на дерево и спросил у хозяина, остался ли потомок от Кундузкары. Хозяин сказал, что как такового потомка нет, но есть один паршивый жеребенок-трехлеток. Толыбай взялся ухаживать за этим жеребенком, а через год четырехлетнего коня пустил на скачки. И этот Чимкара, потомок Кундузкара, в течение 10-15 лет постоянно выходил победителем в состязаниях на Каратау и Сырдарье.»

В другой легенде говорится о том, что «однажды в местечке Акбастау, находившемся в Семиречье, состоялся ас (тризна) в честь Касабека. И люди, которые собрались участвовать в состязании коней, хотели показать знатокам (сыншы) своих лошадей, чтобы узнать мнение о достоинствах и недостатках скакунов. Приехали братья-знатоки Олжабай и Бектибай. Человек по имени Кумганбай показал этим знатокам свою лошадь сивой масти. Тогда Олжабай говорит: «Жаль, конь твой лишился сил после пастьбы на здешних травах. Если бы он кормился травой и росой своей родной земли, то прискакал бы первым в скачках. Что поделаешь, на этот раз скакун довольствуется только четвертым местом. И действительно, как предугадал знаток, этот конь занял в скачках четвертое место…» Сыншы (знаток) Куренбай, выходец из рода Аргын, живший в XIX веке в Центральном Казахстане, говорил:
«Езжай на стригунке, как на стригунке
Трехлетку не жалея, его хоть убивай
Дай волю четырехлетнему коню
Пятилеткой ставь на скачки
Если не будешь первым, отруби мне голову…»
По форме черепа коня знатоки могут судить об экстерьере. По данным казахских атбеги, форма головы должна соответствовать следующим требованиям: Голова небольшая, суховатая, широкие ноздри, большие глаза как у верблюжонка, вместе с тем в глазах должен «играть огонь». Надбровная ямка должна быть величиной в одно деление пальца, поскольку пот разгоряченного скакуна скапливается в них и не стекает в глаза. Губы большие, особенно нижняя губа — отвислая. Казахская пословица гласит. «Конь от губы, богатырь от носа» или «Конь губаст, богатырь носат». Уши торчком, чуткие. А также у скакуна в отличие от других коней в ноздрях должны быть отверстия. Определение Толыбаем достоинств скакуна по его черепу основано на вышеизложенных фактах. Если анализировать вторую легенду, то можно предположить что, в подготовке коня к скачкам существенную роль играет травостой конкретной местности. В Казахстане каждая местность имеет свои особенности, пригодные для выгула скакунов при подготовке их для скачек. Например, в начале XX в. скакуны из Сары-Арки, участвовавшие в скачках в Семиречье, не смогли стать призерами, поскольку выпас в течение недели в предгорьях Алатау на альпийских лугах вызвал расстройство желудка. В связи с этим, по казахским традициям по прибытии скакунов на праздники, сразу же, без задержек начинались скачки.

В давние времена отбирали будущих скакунов из жеребят. Признаки жеребят, из которых впоследствии вырастали скакуны, следующие: у будущего скакуна при рождении сразу же широко раскрываются ноздри. Жеребенок на привязи отличается чрезмерной подвижностью, игривостью и в тоже время смиренным поведением по отношению к человеку, хорошо ходит на поводу, не пуглив, не строптив. Выяснив таким образом задатки будущего скакуна, атбеги начинает воспитывать жеребенка. Тренируя в возрасте от 1 до 2 лет, жеребят готовили к скачкам (кунан байге), используя в качестве наездников детей. В казахской традиции, в отличие от европейской, скакунов готовили с раннего возраста. В прошлом веке русские путешественники и специалисты по коневодству, видя, как казахи с раннего возраста обучали коней, держали жеребят на привязи под палящим солнцем, как их объезжали дети, критически относились к этому: отмечали, что кони не вырастут, не наберут сил. Напротив, скакун привыкший к трудностям, пробегает большие расстояния, более вынослив, не привередлив. В связи с этим слова сыншы Куренбая приобретают особый смысл — воспитывать с раннего возраста. Знаток не только мог определить скакуна, но и сказать, из какой он местности: гористой или равнинной, скачет ли на близкие расстояния или дальние. Редкие знатоки по родословным или исходя из предков, могли предсказать, что лежит в утробе кобылы, какой масти.

Знаменитый атбеги Сейдрахманов Нуртай (1922 г. рождения, из рода Жалайыр, Талдыкурганской области) готовил к скачкам коня всего за 15 дней. Его кони были способны скакать на 30-35 км, по 7 км. кругу. Такие скачки часто проводились в колхозах, совхозах Казахстана. По рассказам, первый день пойманного в табуне коня держат на привязи. На второй день конь должен пройти рысью по песчаной местности 4-5 км. С 19 часов вечера до 8-9 часов утра коня привязывают, не давая пищи и воды. Утром конь пасется один час. На 3-й день скачут рысцой в песках до 15 км, затем держат на привязи. Утром в 9 часов дают 2 кг чистой пшеницы или отмоченный овес. На 4-й день устраивают скачки галопом (кара жэрыс) 15-20 км до пота. Затем пот пробуют на язык: горек он или сладок. Если пот горький, надевают на него тяжелую войлочную попону и каждый день то рысью, то галопом скачут по 8-10 км и привязывают на ночь. По утрам дают 2 кг корма. По ночам снимают попону. После этого выходит сладкий пот. За два дня до скачек ничего не дают. Всю ночь перед скачкой следят, чтобы конь не уснул и понемногу кормят высушенной травой. Утром дают две пригоршни чистого вымытого овса. Лошадь готова. Многие атбеги начитают по-настоящему тренировать с пятилетнего возраста. Первый тренинг коня самый трудный, а дальше легче, потому что ежегодно участвовавшая на скачках лошадь с первых дней привода из пастбища подчиняется воле человека.

Атбеги подготавливаемых для скачек коней делили на два вида: «карает и майет», т.е. кони с «черным мясом» и «жирным мясом». Первый вид лошадей не часто ставили на выстойку до утра, сильно не перегружая, в основном ездили рысью, постепенно увеличивая расстояния. После выделения горького пота нагрузка ограничивалась. После ходьбы держали на привязи до глубокой ночи, потом привязывали арканом на местность, где растет перистый ковыль (бетеге). На рассвете снова привязывали к коновязи. Один раз в день давали две пригоршни овса и держали в тени. Тренировка второго вида требовала особой внимательности. Таких коней 2 раза в неделю ставили на выстойку до утра. Кони с «жирным мясом» после одной или двух выстоек не сильно потеют. Но подшерсток, долго не высыхая, становился масляным. Значит, внутренний жир еще не уменьшился. Вместо воды ему давали снег или кобылье молоко, не доведенное до состояния кумыса (саумал). На рассвете, перед скачкой, лошадей держали на чумбуре. Умеренное кормление и выпас коня перед скачкой практиковался всеми тренерами-атбегами, во всех регионах Казахстана без исключения. Лошадь, которая находится в форме, мало испражняется в течение суток и помет ее должен быть сухим и в малом количестве, а это значит, что внутреннее состояние коня отличное.

Но, мнения отдельных тренеров могут различаться! Так некоторые считают что, если сжать помет в руке, то на ладони должны оставаться незначительные пятна. Другой же тренер выгуливал скакового коня в табуне с сентября до конца января в целях поддержания общего хорошего состояния. В течение последующих 3-х месяцев (февраль-апрель) конь отделялся из табуна и переходил на стойловое содержание. В это время выкармливали коня овсом и перистой ковылью (бетеге). Овса давали ночью и в полдень по 3-4 горсти. За это время организм животного привыкает к малому потреблению жидкости. Данный способ называется «биричек» (дословно переводится «одна кишка», под этим термином подразумевается состояние, когда конь мало потребляет пищи, воды и становится поджарым). В течение мая, каждый день, для коня, завернутого в войлок, один раз устраивали пробег на 5-10 км. Предварительно коня кормили тремя горстями овса. Этот цикл пробегов предусматривает выделение «пенного пота», доводимое до появления «горького пота» (пробовали на язык). После пробега коня на целый день привязывали к коновязи. В конце мая характер тренинга менялся: один раз в два дня устраивался бег с рысью, с переходом в галоп. В итоге, кишечник обезжиривается и конь обретает красивый поджарый экстерьер. В день скачки, рано утром, коня выводят на выпас, в типчаковую местность. В момент, когда конь переходит от полного поедания травы со стебель к выборочному, т.е. отщипыванию верхушки, его ведут на водопой. Если конь после двух глотков, отрываясь от воды, оглядывается по сторонам, это признак обретения хорошей формы, значит, конь готов к скачке, а если пьет, не отрываясь от воды — тренировка еще не доведена до конца. В разных уголках Казахстана атбеги имеют свои способы подготовки коня к скачкам. Однако в оценке экстерьера скакового коня и его поведения мнения знатоков-атбеги в основном совпадают.

Признаки скакового коня, по мнению знатоков, следующие: длина шеи средняя, грива редкая, не густая, холка высокая, спина едва заметной вогнутости («какпан бел» — буквально вогнутая как капкан); расстояние между холкой и поясницей короткое; хвост с редкими волосами; чрезвычайная упругость хвостового позвонка, выдающаяся грудь, задние ноги не прямые, ниже скакательного сустава имеется изгиб в переднюю часть; между коренными и передними зубами промежуток шириной в большой палец. В поведении коня отличительной особенностью, характеризующей эластичность скакового коня, является то, что он на привязи ночью смотрит на звезды. Привязанный к коновязи, либо к юрте, скаковой конь не стоит прямо, а принимает дугообразную форму, на идущего человека реагирует, изгибаясь всем телом. Голова привязанного к юрте скакового коня всегда возвышается от места соединения нереге юрты с уыком. Скаковой конь всегда пасется навстречу ветру, пьет воду, идя против течения. Он легко идет в поводу, без приложения усилия.

Похожие страницы:

1. Славянские куклы обереги
2. Золото Емельяна Пугачева
3. Кладовая запись на казацкий клад

На Главную

Поверья о камнях
Легенды и мифы
0 518 5 мин.
Народные приметы про животных
Легенды и мифы
0 887 9 мин.
Народные приметы на каждый день
Легенды и мифы
0 464 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.