Немного о двух старинных рисунках Самары

Немного о двух старинных рисунках Самары

В данной статье рассмотрим два старинных рисунка Самары в XVII веке, с гравюры Адама Олеария, издавшего «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». На первом рисунке
гравюра Адама Олеарияизображен город, расположенный в местности с пологим уклоном, а затем с резким подъемом. На переднем плане и справа видна мелкая растительность. Заднего плана нет. В городе виднеются церковные строения, зубчатая стена, подходящая вплотную к церковным строениям, башни и двухэтажные деревянные дома.

На втором рисунке изображен город, расположенный среди холмистой местности,
рисунок Адама Олеарияимеющей менее резкий подъем. Сам город находится ближе к заднему плану и виден на фоне довольно высоких холмов. На переднем плане, среди деревьев, изображена группа всадников и пешеходов, а поодаль — повозка с грузом и сидящим на ней возницей, в сопровождении двух мужчин и женщины. Между городом и передним планом изображена весьма пересеченная местность, покрытая редкой растительностью, с небольшими группами людей возле стен.

Город, изображенный на втором рисунке, не имеет зубчатой стены, которая видна на первом рисунке; двухэтажных домов почти не видно, церковные строения имеют некоторое сходство с минаретами. Видно, что оба рисунка отличаются один от другого характером местности, конфигурацией городской стены, компоновкой городских строений, архитектурой зданий и т.д. Какой же из двух рисунков ближе к подлинному рисунку Олеария!? Решить этот вопрос путем сравнения этих двух рисунков с третьим, относящимся к тому же времени, — невозможно, так как других рисунков города Самары того же времени не существует, а подлинного рисунка Олеария (оригинала), как известно, не сохранилось.

Самой близкой по времени является зарисовка Самары, выполненная Корнилием де-Бруином, посетившим Самару в 1703 году. Однако она выполнена более чем через 60 лет после зарисовки Олеария и после большого пожара, уничтожившего в 1700 году значительную часть Самары. От того времени не осталось также каких-либо построек или планов города. Для решения этого вопроса, можно исходить из предположения, что наиболее ранний рисунок должен быть и самым близким к подлинному рисунку Олеария. Первый рисунок приводится в книге Олеария, изданной Сувориным, где во вступительной статье отмечается, что для этого издания все рисунки воспроизведены фотомеханическим способом с изданий 1647 и 1656 годов.

Издатель также предполагает, что рисунки этих изданий, как наиболее ранние, должны быть похожи на оригинальные рисунки Олеария. Известно так же, что изготовление рисунков (гравюр) контролировалось самим Олеарием, который к изданию 1647 года дает подробное разъяснение об их изготовлении: «Что касается вытравленных на меди рисунков этого издания, то не следует думать, что они, как это порой делается взяты из других книг или рисунков на меди». Напротив, я сам нарисовал собственноручно большинство этих рисунков (некоторые же из них — наш бывший врач Г. Граман, мой верный товарищ) с натуры.

Потом они были доведены до лучшего вида, при помощи художника Августа Иона, много лет тому назад учившего меня в Лейпциге рисованию; при этом применялись модели, одетые в национальные костюмы, вывезенные мною сюда. Чтобы, однако, при работе граверной иглой не было потеряно отчасти сходство, я в течение долгого времени держал трех граверов, не без больших расходов, у себя дома; они должны были по моим указаниям работать. У меня, правда, гораздо больше чертежей и рисунков городов, зданий и других предметов, а также несколько специальных ландкарт, однако в настоящий момент не оказалось для издания их времени».

Таким образом видно, насколько серьезно и добросовестно относился Олеарий к вопросу о точности изображения, а последний абзац его предисловия намекает на то, что второе издание (1656 год) было дополнено теми чертежами и рисунками, которые не были помещены в первом издании, т. е. иллюстрациями, также близкими к оригиналам. В зарубежных литературных источниках, первый рисунок впервые упоминается в немецком издании: «Olearius A. Vermehrte Newe Beschreibung der Mos-cowitischen und Persischen Rejse»; Schlesswig, 1656. А второй рисунок во французском переводе книги Олеария: «Olearius Лф, Voyages tres curieux, tres renommez, faits en Moscovie, Tirtarie et Perse. Leide, Ches P. Vander Aay 1719».

Получается, что второй рисунок является более поздним чем первый. Скорее всего оба рисунка очень похожи на оригинальный рисунок Олеария, но во втором рисунке, помимо искажений в изображении города художником для большей живописности произвольно внесены элементы пейзажа.. Существенные отличия в изображении города можно объяснить тем, что в XVII и XVIII веках механического способа воспроизведения рисунков еще не было, и издатель в большинстве случаев, заказывал изготовление рисунков художнику, который воспроизводил их путем перерисовки с гравюр первого издания. При такой перерисовке художник мог делать существенные отступления от оригинала, после чего, выполненная копия теряла всякое сходство с оригиналом.

Похожие страницы:

1. Появление первого театра в Самаре
2. Работа М. И. Калинина в Самаре
3. Самарская домовая резьба

На Главную

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 490 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 444 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.