Самарская домовая резьба

Самарская домовая резьба

В русском народном творчестве особое место издавна занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах, например: «Во темном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен», или «Крыльчушко красное, с точеными балясами, с переходами брусчатыми». Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, — где они не были оправданы конструкцией дома.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И в настоящее время хорошо видно пристрастие дореволюционных жителей Самары к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приемов выполнения различных видов резьбы. И если на Севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полет фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствованный у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье — это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где каждый может полюбоваться и научиться у мастера старинному почетному ремеслу — резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далекое прошлое, обнаруживая явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в до письменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, прежде всего — плодородия земли. С годами и веками символический смысл кружев, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещенный традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный орнамент мало изменился за века.

Резьба по дереву — одна из наиболее распространенных и доступных форм и видов народного орнамента. Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещаются на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники — это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетов и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную. Скульптурная резьба свойственная северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих бревен обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяженность, что одного охлупня было недостаточно. На крыше укрепляли 2 бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой — в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землей в далеком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня как оберега подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Водоспуски дома украшались изображениями звериных рогов, змееобразных голов и так далее.

В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы — гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки — оберег от дурного глаза всех живущих в доме. Плоская резьба — группа самых распространенных видов резьбы по дереву в XIX в. У нее много названий и разновидностей: городчатая, долбленая, выемчатая, трехгранно-выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников… Сюжеты плоской резьбы XVIII-XIX вв. ученые связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звезды, кресты, колеса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в XIX в. особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (баррочная), глухая, долотная — это еще распространенные названия рельефной резьбы Поволжья. Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов — ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому неудивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов. Корабельная резьба распространилась во всем Волго-Окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-68 гг., называли «восьмым чудом света». При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы и наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Теперь дворец живет только в рисунках и воспоминаниях о прошлом…

На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиринами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены — женщины-полурыбы — мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских селах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И все это острым топором и долотом! К началу XX в. широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов вид резьбы по дереву — сквозная (пропильная) резьба, которая выполнялась с помощью пил различной конфигурации по нанесенному на доску рисунку. При определенной сноровке за неделю можно было выпилить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) становился главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Народное деревянное зодчество как Самары XIX — XX вв., так и других губернских городов — феномен архитектуры и градостроительства. Трудно представить деревянные дома дореволюционной Самары без резного убранства, которым не только украшали дом, а выделяли его среди других. В Самаре невозможно найти 2 похожих дома, здесь целые улицы неповторимых шедевров! Особенно самарцы любили украшать крыши. Но, к сожалению, ни одного «конька» не сохранилось. Хотя изображение коня встречается в резьбе часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома 106 на ул. Вилоновской расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них — стремительность бега, сила, красота и стройность благородных животных. Или милые, сказочные коньки-горбунки на доме 22 по ул. Красноармейской! Полюбоваться конем, символом добра и бессмертия, и лебедем, символом любви и красоты, можно также на деревянном доме 32 по ул. Ярмарочной или на оконных наличниках дома 51 по ул. Ленинской. А в деревянных квадратах под свесом кровли дома 128 на ул. Л.Толстого, присмотревшись, можно увидеть 4-х ласточек. Они расположены между изящными кронштейнами, профили которых тоже напоминают сказочных птиц.

Со временем деревянная резьба на обшитых досками стенах домов становится их самым выразительным и нарядным элементом. Свес кровли, который довольно сильно выступает, обычно отделывается резными досками — подзорами. За ними разворачивается фриз с многоярусной узорной резьбой. А под ним — наличники и ставни окон. Они в Самаре есть и прямоугольные, и с полукруглой верхней частью (дома 36, 46 на ул. Толстого) — ампирные, и круглые окна в стиле модерн на доме 105 по ул. Садовой. Очень изящными и скромными смотрятся наличники на доме 42 по ул. Агибалова, выполненные в технике рельефной (корабельной) резьбы. Иногда в обрамлении окна символические знаки (обереги) превращались в декоративные детали: дом 27 по ул. Ярмарочной (проект А. А. Щербачева) и дом 91 по ул. Галактионовской.

Главный элемент, проходящий через все орнаменты — ромб. Ромб символ земли. Круг тоже не менее распространен — это символ солнца (иногда восходящего солнца — полукруг) ул. Водников, дома 38, 77 и ул. Ленинская, дом 60. Соединение круга и ромба — символ плодородия. На щипце скромного одноэтажного дома мастер создал целое эпическое полотно (ул. Ленинская, 232). Над окнами 2 взъерошенные птицы с поднятыми лапками, открытыми клювами и настороженными взглядами. Сквозная резьба позволяет передать даже мимику, настроение! Под этими хищными страшными птицами — 2 змеи, смотрящие вниз на прохожих с оскаленными (какими-то собачьими) мордами. В центре этой мифологической композиции мастер поместил «солнышко». Хвосты этих змей составляют изысканный орнамент. Но дом снесен, и уникальная резьба уничтожена. Даже фрагмента в музее не осталось… Как и резьбы на доме 5 на ул. Коммунистической, где мастер вырезал из дерева и прикрепил к стене часы с циферблатом, стрелками и гирями.

Самарская домовая резьбаСамарская домовая резьбаСамарская домовая резьбаСамарская домовая резьбаСамарская домовая резьбаЭтническое своеобразие Самары, возникшей на пересечении традиционных кочевий поволжских народов и великих торговых путей, нашло отражение в убранстве домов, которое имеет не только художественную ценность, но и историческую. На фасадах домов видна работа мастеров разных губерний: Верхнего Поволжья, Прикамья, Приуралья.

Они привнесли свои особенности в технику резьбы, орнамент… И все это в целом делает Самару неповторимым по красоте волжским городом. Каждая удачно найденная форма передавалась от мастера к ученику, получала новое толкование. Но у деревянных строений короткий век. Не то, что у кирпича или мрамора. Время обращает в прах деревянное зодчество, а вместе с ним и громадный пласт художественной культуры народа. Наверное, нельзя всю страну превратить в сплошные Кижи. Есть путь в бессмертие и для деревянной резьбы: надо, наверное, сохранить мастерство, опыт, приемы резьбы. Научить молодых мастеров резать по дереву не только в селах, но и городах. Ведь строят же до сих пор дома из настоящих дубовых бревен, т.е. из дерева. Народное творчество — это истинная ценность, и резьба по дереву — его неотъемлемая часть..

Интересные страницы:

1. Бардовские песни
2. Грушинский фестиваль
3. История Площади Революции
4. Рыбалка на Волге
5. Улицы Самары

На Главную

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 1075 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 953 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 935 13 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.