Первым общественным парком города Самары был Струковский сад. Почему парку было присвоено имя пролетарского писателя, мы можем только догадываться. А вот историю первоначального наименования парка удалось проследить по архивным документам. Среди горожан бытует легенда, что парк еще до бурных революционных событий 1917 года был подарен городу для общественных нужд зажиточным жителем города Самары господином Струковым. Эта легенда имела право на существование, так как уже к 1917 году жители города забыли историю его возникновения. В Госархиве Самарской области, среди документов Самарской Городской Управы, хранится письмо «Союза служащих и рабочих Самарского городского самоуправления» от 18 августа 1917 года, в котором говорится, что сад пожертвован городу для бесплатного пользования населением города, но в исключительных случаях «допускается устройство в саду не более 6 платных гуляний в сезон, с благотворительной целью». Сад называется «Струковский» по фамилии жертвователя г-на Струкова. П. В. Алабин, бывший самарский Голова и один из первых краеведов города Самары, в своей книге «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» так описывает историю возникновения Струковского сада: «Устройство этого сада началось еще до переименования Самары в губернский город. Бывший Симбирский губернатор князь Черкасский, посетив Самару, прельстился красотою и роскошью растительности сада, конфискованного у генерала Струкова, распорядился обратить этот сад в общественное гульбище. Делом этим занялись в 1849 году, бывший тогда в Самаре городничим Якубович и приемник его, первый Самарский полицмейстер барон Криденер. В мае 1851 года самарское дворянство сделало бал в этом саду, для чего устроило в нем деревянную палатку с полом. Палатка эта сделалась родоначальницей будущих увеселительных сооружений в Струковском саду. Губернатор Волховский в 1852 году превратил эту палатку в вокзал. В следующем же году нашли возможным увеличить общественный сад, присоединив к нему поступивший в казну сад купца Синягина, провели две новых аллеи, в 1854 году построили оранжерею, а в следующем году завели парники. При губернаторе Гротте сад был наполнен цветами, в нем устроили фонтан, колодец, большую деревянную лестницу для спуска с горы». Последним значительным приобретением сада, по данным П. В. Алабина, был соседний с ним участок господина Кроткова.
Любопытную информацию сообщает Петр Владимирович о предложении городской Думы по реорганизации системы управления общественным садом: «…собственно содержание сада впредь не отдавать в частные руки, а избрать особую исполнительную комиссию, под председательством городского головы из трех лиц-любителей садоводства: П. В. Алабина, И. Л. Санина и Е. Н. Аннаева». Дело в том, что в 19 веке существовала практика сдачи в аренду принадлежавшей городу недвижимости (земли, зданий). Арендатор использовал ее по своему усмотрению с целью извлечения прибыли, а затраты по содержанию общественной собственности засчитывались как арендная плата. Что касается сада, то его содержатель имел право устраивать «платные гуляния» несколько раз в сезон, производить торговлю напитками и различными «кушаньями», сдавать в аренду находящиеся на территории сада павильоны. В опубликованных в 1860 году «Исторических заметках о Самарском крае» краевед — любитель А. Леопольдов дает краткую информацию о жизни и деятельности Г. Н. Струкова на территории Самарского края. Он сообщает, что в 1810 году обер-квартирмейстер полковник Струков, предложил открыть новый путь для вывоза соли с Илецких разработок к Волжской пристани в городе Самаре. В 1816 году по проекту Струкова Илецкий промысел организовали по принципу горных разработок, а для управления промыслом создали правление в городе Самаре. Через два года правление из Самары переводят в Илецкую Защиту и Струков покидает Самару. Более подробные сведения о Струкове можно найти в книге А. И. Носкова «Минувшее проходит предо мною». «Полковник Струков Григорий Николаевич (1770/71-1846 годов) занимался устройством солевозного пути из Илецкой Защиты в Самару. В 1810 году Струков приобрел землю в городе Самаре в конце улицы Казачьей (бывшей: Дворянской, Советской, а ныне Куйбышевской), построил усадьбу и разбил сад. В 1828 году он уезжает из Самары, оставив присматривать за усадьбой двух дворовых людей. В 1840 году Струков Г. Н. в чине Действительного Статского Советника ушел в отставку».
Относительно сада Носков А. И. сообщает, что первое публичное гуляние в Струковском саду было устроено городским обществом 1 июня (20 мая по старому стилю) 1849 года в честь прибывания в городе Симбирского губернатора князя П. Д. Черкасского. «В заброшенный сад собрали 150 человек рабочих, которые расчистили дорожки, разбили палатки, приготовили иллюминацию и фейерверк». Кроме того, он пишет, что город приобрел Струковский сад при губернаторе Гротте К. К., купив его у Титулярного Советника Б. П. Обухова, который в свою очередь купил его с аукциона в 1854 году. Из вышеизложенного известно, что сад был «конфискован» у Струкова и «продан» с аукциона. Значит, следы предыстории приобретения сада городом надо искать в фондах государственно-правовых организаций. Многолетняя тяжба государственно-правовых органов с г. Струковым была зафиксирована в «Деле о дворовых местах Струкова» Самарского губернского правления. Правительствующий Сенат сообщал Оренбургскому и Самарскому Генерал-губернатору, что «на Действительном Статском Советнике Струкове Григории по содержанию винных откупов в Оренбургских и Пермских губерниях, открылась казенная недоимка в первой в декабре 1818 года, во второй в августе 1820 года, сообщили о взыскании таковой и наложении запрещения на имение неисправного содержателя откупов». Указом от 31 января 1824 года Правительствующий Сенат предписывал казенным палатам означенных губерний взыскать недоимку. Взыскание было рассрочено на четыре года. Струков подал жалобу о неправильном исчислении недоимки, на что правительство распорядилось пересчитать ее, но и новый расчет не удовлетворил недоимщика. Тогда Сенат «Указом от 4 декабря 1842 года оставил эту жалобу без уважения, приказав Оренбургскому губернскому правлению в дальнейшем взыскать недоимку по указу 1824 года». Кроме того, в процессе разбирательства была выявлена еще одна недоимка, уже за перевоз соли. Последнее заседание по делу Струкова состоялось в 1848 году. К этому моменту произвели опись всего его имущества, которое включало: каменный дом в городе Москве; два флигеля в городе Самаре с садом, землею и семью душами дворовых людей; в Псковской и С.-Петербургской губерниях 81 душа; 4 тыс. десятин земли (из документа не понятно, где находились эти земли).
Подробная опись самарского имущества Струкова была сделана в октябре 1854 года. Оно включало в себя следующую недвижимость: два идентичных барских деревянных дома с мезонином на каменном полуэтаже; деревянную кухню на каменном фундаменте; 5 деревянных домов, все на каменном фундаменте, один из которых с террасой и один с открытой галереей; амбар и погреб деревянные. Все строения ветхие из-за 30-летнего запустения. В декабре того же года состоялся аукцион, на который «на пополнение казенных недоимок и долгов частных» было выставлено имущество г. Струкова, состоящее из двух дворовых мест, согласно рапорту губернского землемера: «1-ое место в 93 квартале по улице Дворянской 68×28 саженей (сажень — 2,13 м), которое находится под ветхими строениями, из них под вновь назначенную улицу Почтовую (современная Рабочая) отходит 336 кв.саж., под театральную площадь 140 кв. саж., еще остается 51×28 саж. свободных. 2-ое место в 94 квартале по улице Дворянской 100 саж., по Набережной 106 саж., в глубину по одной стороне 50, по другой 80 саженей». Торги начались с суммы в 292 рублей за 1-е место и 302 рубля за второе, проводились в несколько этапов и закончились на сумме 845 рублей в первом случае и 900 рублей во втором. Участок в 93 квартале приобрел поручик Дмитрий Евгеньевич Обухов, в 94 кв. — Титулярный Советник Борис П. Обухов, который сделал заявление, что не против уступить свое место Городскому обществу за соответствующую сумму. Это было сделано в следующем году. 8 декабря 1855 года был издан правительственный Указ «Приобретенный для Городского общества сад, принадлежащий Струкову, записать в книгу имущества города, а данную (купчую) хранить при делах Думы». В следующем году сад расширился за счет смежного участка, принадлежавшего купцу Синягину. В приказе Самарского Губернского Правления от 19 мая 1856 года Самарской городской Думе предписывается «внести 400 рублей в дополнительные расходы, деньги отнести на счет Самарского Приказа Общественного Призрения, так как место было подарено владельцем для устройства странноприимного дома». Самым дорогим приобретением для сада стал участок г-на Кроткова, который обошелся Городскому обществу в 12 тысяч рублей, он был куплен в 1870 году. Но на этом Городское общество не успокоилось.
Почти десять лет оно «воевало» с жителями куреней (изба с хозяйственными постройками), расположенными между Волгой и Садом. 16 сентября 1871 года Городская Управа приняла решение о сносе домов вдоль Волги для расширения Струковского сада. Взамен владельцам этих куреней отводились участки вдоль Оренбургского тракта, но они не спешили с переездом. Терпение администрации города лопнуло в сентябре 1879 года, о чем свидетельствует акт о принудительном сносе куреней, составленный помощником пристава 3 части города Самары. Облик Сада формировался стихийно, в зависимости от вкуса и финансовой состоятельности его арендаторов. Первым арендатором был симбирский мещанин (затем самарский купец) Ушаков, с которым Городская Дума 11 января 1856 года заключила арендный договор сроком на четыре года. 23 сентября 1860 года губернатор сообщает в Самарскую городскую думу, что «по случаю окончания срока содержания купцом Ушаковым городского Струковского сада, …я пригласил на более выгодных для города условиях другого съемщика, титулярного советника Санфирского». Согласно новому контракту, содержатель был обязан за свой счет: застраховать сад от огня не менее чем на 2000 рублей; удлинить оранжерею до 6 саженей; дорожки посыпать песком и укатывать; клумбы засаживать цветами; погибшие деревья заменять новыми; содержать сквер при театре и построить там беседку; в летнее время организовывать музыку; содержать сторожа и садовников (1-го зимой и 3-х летом); производить немедленный ремонт поврежденного оборудования и строений. При выполнении этих условий содержатель сада получал право: устроить бильярд и буфет без уплаты налога в госказну; продавать цветы из оранжереи; развести огород в правом нижнем углу сада; устраивать 5 гуляний в сезон за деньги, по таксе назначенной Начальником губернии. Кроме того, он получал от Городской думы по 150 рублей весной и осенью на благоустройство сада. В 1869 году состоялись новые арендные торги. В них приняли участие: купцы Ушаков, Скурихин, Разсказов, дворянин Аргамаков и крестьянин Краснов. 28 сентября на общем собрании Городского общества было решено отдать Городской сад в арендное содержание крестьянину Ивану Николаевичу Краснову на 15 лет, на основании утвержденных Губернским Правлением «Кондиций». Кроме того Общество решило выдать ему 6 тысяч рублей из городских доходов на строительство «воксала», оранжереи и устройство забора.
Кроме соблюдения условий «Кондиции», арендатор должен был производить торговлю съестных товаров по ценам, утверждаемым ежегодно Городской думой. Вот выдержки из «Таксы… на продажу питей и кушаньев в вокзале (изменилась транскрипция в документах) при общественном Струковском саде на 1871 году»:
«1. Вина в бутылках и полубутылках предоставляется содержателю продавать на 50% выше существующего прейскуранта погребов.
2. Рюмочная продажа:
— очищенная водка 8 коп.
— горькая водка 12 коп.
— коньяк 1-го сорта 3 руб. 50 коп.
— коньяк обыкновенный от 1 руб. 20 коп. до 2 руб.
— пиво от 10 до 25 коп.»
В продаже имелись на разлив: столовые вина, ликеры, херес, ром, наливки; в бутылках продавали: кислые щи, лимонад «газес», «вельтерскую» воду; стаканами — чай, кофе с лимоном или сливками, шоколад, глинтвейн и пунш. Ассортимент «кушаньев» был менее разнообразным:
1. Бутерброды разных сортов по 10 коп. за штуку;
2. Мороженное и пироженное разных сортов по 20 коп. за штуку;
3. Рыба — стерлядь и осетрина 40 коп. за порцию, — судак — 30 коп.;
4. Птица — дичь разных сортов 40 коп. порция, — из рус. птицы — 35 коп.;
5. Мясо в любом виде по 30 коп. за порцию.»
Обязательства арендного договора Краснов выполнил, по всей видимости, в полном объеме, о чем можно судить по материалам Самарской городской управы, в которых есть дело «о содержании Самарских городских садов». В этом деле имеется описание строений Струковского сада:
1. Вокзал — деревянный, укрепленный каменными столбами, построен в 1877 году.
2. Кухня с помещением для повара — смешанных конструкций (1 эт. каменный, 2-ой деревянный).
3. Помещение для садовника — деревянное с сенями и дровянником.
4. Погребица с погребом — деревянные.
5. Теплица — деревянная, покрыта рамами со стеклом.
6. Будка для сторожа — деревянная с сенями и дровянником.
7. Парники — деревянные, углубленные в землю, покрыты стеклянными рамами.
8. Грот из дикого камня.
9. Водопровод и два фонтана, построенные в 1887 году.
10. Павильон для продажи минеральной воды — деревянный, тесовый, построен в 1877 году.
11. Деревянное летнее помещение губернатора в 2 этажа с террасой, построенное в 1878 году, на каменном фундаменте; при нем сарай, каретник и конюшня деревянные, построены в 1879 году; вокруг деревянная решетчатая ограда на каменных столбах, построенная в 1885 году.
12. Коммерческий клуб — деревянный одноэтажный, на каменном фундаменте, с террасой, построен в 1877 году.
13. Дворянский клуб — 3-х этажный (1-ый этаж каменный, 2-ой и 3-ий — деревянные) с пристроенной деревянной террасой на каменных столбах, построен в 1881 году.
14. Ограда вокруг сада деревянная, частью решетчатая, частью дощатая на каменных столбах; частью железная проволочная на чугунных столбах, последняя построена в 1888 году.
Это описание Струковского сада относится к 1916 году. На сегодняшний день, из всего вышеописанного сохранился лишь каменный грот. Долгие годы, и после бурных событий 1917-20-х годов, сад — ПКиО им. М Горького оставался сосредоточением культурного отдыха горожан, что нельзя сказать о сегодняшних днях. Город разросся, появился ряд более крупных и благоустроенных парков отдыха, обустроилась и расцвела набережная. Сад опустел. Последние годы администрация города пытается реанимировать «Струкачи», устраивая «субботники» на его территории, но этого, по всей видимости, мало. Станет ли парк им. Горького центром культуры и любимым местом отдыха у подрастающего поколения — покажет время.
По материалам О. В. Зубовой
Похожие страницы:
1. Первый план Самары
2. История Самарских пристаней
3. История Волжских набережных Самары
4. Укрепления Самары 17 века
5. Появление кумысолечебного заведения в Самаре