История Волжских набережных Самары

Бесспорной гордостью жителей Самары являются волжские набережные, озелененные по всем правилам садово-паркового искусства, имеющие просторные и оборудованные песчаные пляжи. Любопытную характеристику Самаре в 19 веке давал справочник «Волга от Твери до Астрахани». В нем написано: «Самара от других городов Поволжья отличалась широкими, геометрически правильными улицами с небольшими домами, поэтому приравнена была по своей наружности к деревне, но деревне благоустроенной». Здесь речь шла о той Самаре, когда она еще не была центром губернии. В начале 19 века коса между реками Волгой и Самарой была перерезана так называемой Самарской перебойной — неглубоким проливом от 30 до 50 сажен ширины, соединявшим обе реки. Перебоина эта тянулась почти в прямом направлении с юга на север и впадала в Волгу чуть повыше спуска по Успенской (ныне Комсомольской) улице. После спада воды весною там, где была улица Набережная (ныне М. Горького), на пойменных местах разводили огороды.

Самара была городом торговым. Летом широкая торговля производилась на нижнем рынке пристаней — между улицами Заводской (Венцека) и Воскресенской. В дальнейшем этот пристанской базар стал именоваться Бурлацким. Даже когда Самара стала городом губернским, то не забота о внешнем виде губернского центра, а хозяйственные интересы обратили внимание «отцов города» на приведение в порядок волжского берега и спусков к реке. 24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков. По новому плану застройки города Самары (1853 года) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров. «В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам». В 1853 году Министерство финансов выделило 1975 рублей на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта.

В августе 1854 года было начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару, работы были завершены осенью 1855 года. В начале 1856 года в Самаре завершились работы по благоустройству спусков к реке Волге по Заводской улице (ныне Венцека) и к реке Самаре по Соборной улице (Молодогвардейской). Развивалось волжское судоходство. В Самаре, как и в других волжских городах, оборудовались пристанские устройства. Так, в апреле 1857 года на берегу Волги напротив Иверской женской общины были построены две пароходные пристани, в сентябре 1860 года пароходному обществу «Самолет» на берегу Волги был выделен участок под пристань. Интересно, что когда в 1863 году в Самаре началось замощение улиц, то первыми были замощены Дворянская (ныне Куйбышева) улица и три спуска к Волге. 15 марта 1880 года Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода. Кирпичные с характерной раскраской корпуса Жигулевского пивоваренного комбината и сегодня привлекают внимание всех, кто проплывает по Волге мимо Самары.

В июле 1890 года под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено сооружение часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, считавшегося покровителем Самары. Проект часовни, построенной в «русском стиле» из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, был разработан архитектором А. Щербачевым. «Часовня являлась украшением набережной, на которой размещались торговые ряды и причалы». Еще о некоторых вошедших в историю нововведениях этого района грода: в августе 1890 года на набережной Волги в доме Новокрещенова была открыта гостиница «Пассаж», принадлежавшая Молчанову, а в июле 1892 года здесь была открыта первая в Самаре народная чайная Общества попечения о бедных. Как пишет Ю. Е. Рыбалко в статье «Самара — сто лет назад»: «Вообще для наблюдателя народной жизни и для художника, ищущего сцен и типов, прогулка по Самарской набережной может доставить много интересного и поучительного. Нужно только быть не особенно взыскательным в отношении внешнего благоустройства и постоянно помнить, что находишься на рубеже Азии или по крайней мере на границе тех степей, которые ровным полотном тянутся к Каспийскому морю и сливаются с среднеазиатской равниной».

В конце 19 века Самара значительно преобразилась, шли широкие строительные работы. В 1898 году акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» начинает строительство в Самаре на берегу Волги электростанции (ныне Самарская ГРЭС). В 1900 году во время пуска ее в строй всей ее электрической мощности в 210 киловатт хватало только для освещения близко расположенных Струковского сада, драматического театра, одной центральной улицы и нескольких административных и купеческих зданий. Живший в Самаре Алексей Максимович Горький писал в одном из своих фельетонов: «На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске написать: Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, Вспять возвратися, зане город сей груб и убог». Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть Самары, прилегающая к Волге, превратилась в район хаотической застройки, по существу отрезавшей все пути населения к реке. Набережная была вся занята складами, лесопилками и мелкими постройками, берег никак не был связан с центром города.

В трудные в экономическом отношении 1930-е годы в городе Куйбышеве началась работа по расчистке берега Волги от старых причалов и пакгаузов. Тогда же началось осуществление плана благоустройства берега Волги. Были сломаны некоторые ветхие дома, сараи, около пристаней построены новые здания. На участке между улицами Некрасовской и Льва Толстого стали намывать песок и мостить откосы. В газете «Волжская коммуна» от 13 ноября 1930 года имеется заметка «Водный вокзал в Самаре»: «15 ноября на Набережной улице, против местной пристани, заканчивается постройка временного водного вокзала. В здании оборудованы комнаты ожидания, билетные кассы и буфет. Стоимость строительства — 15 тысяч рублей. Вокзал поступит в эксплуатацию к началу навигации 1931 года. На зиму в это помещение переводится контора госпароходства. Весной госпароходства приступит к постройке нового большого водного вокзала, который будет закончен к осени 1931 года. На постройку вокзала правление госпароходства отпустило 90 тысяч рублей».

23 апреля 1932 года началось строительство здания водного вокзала, памятного людям старшего поколения — деревянного, как бы кружевного, выкрашенного в зеленый цвет. Деревянный речной вокзал славился и своим «поплавком» — рестораном на второй палубе главного дебаркадера, где всегда можно было полакомиться стерляжьей ухой. 25 декабря 1935 года Куйбышевский горсовет принял решение об устройстве набережной реки Волги между Красноармейским спуском и улицей Вилоновской. Значительное внимание реконструкции набережной реки Волги и ее благоустройству было уделено в Генплане города Куйбышева 1940 года «Набережная Волги решалась двумя террасами, которые простирались от стрелки до Жигулевского пивзавода и от ГРЭС до завода КИНАП. От стрелки до Некрасовского спуска планировалось создать благоустроенную причальную линию пассажирского порта, включаемую в единый ансамбль набережной». Война прервала работу по благоустройству прибрежной полосы.

Она продолжилась в 1954 году. Три года спустя, в июне 1957 года, была открыта первая очередь волжской набережной от Вилоновского спуска до ныне уже не существующего деревянного речного вокзала. Второй очередью набережной называют отрезок от улицы Некрасовской в сторону до улицы Венцека. Интересно, что первую и вторую очереди Волжской набережной в 1950-х годах в народе называли «Смирновской». Они были построены в то время, когда горисполкомом руководил Владимир Смирнов. Это был талантливый администратор, но при нем городская власть не имела возможности благоустроить Самарскую «ривьеру» комплексно. 24 июля 1971 года состоялось открытие нового речного вокзала. Это целый комплекс железобетонных сооружений. На площади 80 тысяч квадратных метров была сооружена причальная стенка протяженностью 600 метров. На откосе, с которого к реке ведут широкие ступени лестниц, возвышаются 2-этажное здание вокзала и 12-этажное здание гостиницы «Россия» на 400 мест. Таким образом, Старая набережная приобрела свой законченный вид.

Третью очередь набережной с конца 1950-х годов возводил стройтрест № 24 Министерства военно-морского строительства СССР. В строительстве также принимали участие управление подводных работ, мостострой, трест Куйбышевспецстрой и управление зеленого строительства. Капитальная застройка набережной и ее планировочная структура разработана архитекторами Н. В. Подовинниковым, А. В. Годзевичем, М. А. Труфановым, конструкторами П. Я. Огузом и П. Н. Ашитко. Следует отметить мастерство и изобретательность авторов озеленения набережной: Н. А. и Л. H. Назаренко, Т. И. Башмановой и Р. Н. Кулыгиной. При сравнительно небольшом ассортименте обычной флоры они добились декоративного богатства земли в различные времена года, а также последовательности смены пейзажа. Архитектурный ансамбль третьей очереди набережной и прилегающего района был закончен в ноябре 1971 года, когда строители сдали построенный на средства населения Монумент на площади Славы, а находящиеся здесь до этого дореволюционные 2-этажные бараки были снесены.

К строительству 4-ой очереди набережной город начал готовиться загодя. Хотя она возводилась в 1980-е годы, еще до конца 1970-х были снесены ветхие дома в Силикатном и Беломорском оврагах. Теперь 4-я очередь набережной, построенная в том месте, где в начале 20 века находился Никольский монастырь, многим кажется самой объемной и изысканной в архитектурном исполнении. В целом в архитектурно-планировочном отношении Самарские набережные представляют собой протяженную систему озелененного партера, который своими композиционными центрами связывает все главные и второстепенные выходы из глубины городской застройки к берегу реки, к пляжам и различным причальным устройствам.

Похожие страницы:

1. История Самарского знамени
2. История герба Самарской области
3. Краткая история приходских училищ Самары
4. Жизнь и работа Петра Владимировича Алабина
5. История постройки крепости Самара

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Старая Самара. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.