История Самарского женского иверского монастыря

История Самарского женского иверского монастыря

Самарский Иверский женский монастырь был заложен в 1850 году, первоначально как община сестер милосердия, а через десять лет в 1860 году указом Святейшего Синода переименован в монастырь. Его территория — семь десятин условно пригодной для строительства земли — была частью пожертвована самарским обществом, а частью куплена. В 40-х годах 19 века у Самарцев возникла мысль о необходимости устроить в Самаре, бедной церквами, женскую обитель примерно на 100 сестер. Вначале думали устроить обитель на улице Мечетной, но потом, когда купчиха Евдокия Синягина, чиновницы Сухова и Тимашева и мещанин Назаров пожертвовали для проектируемой обители свои домовые места, решили монастырь там и построить. Затем стали собирать денежные приношения на построение обители, как посредством открытой по сему поводу подписки, так и в двух нарочно построенных часовнях: одной на городском базаре, а другой — на месте, предназначенном под обитель.

В декабре 1850 года была окончена часовня, вокруг нее желающие посвятить себя монашескому житию построили 8 келий. Образовавшейся таким образом общине в 1852 году был дан свой священник и вскоре была выбрана первая настоятельница общины, девица Мария Янова. 14 апреля 1855 года в общине был освящен преосвященным Евсевием небольшой храм. После этого будущая обитель начала быстро обстраиваться, так что 13 июля 1857 года в ней был освящен уже другой небольшой храм, в нижнем этаже первого во имя Иерусалимской Божией Матери, а 17 сентября 1858 года заложен обширный каменный храм во имя Сретения Господня. А 21 августа 1860 года община была переименована в женский общежительный монастырь. Обитель стала как бы отдельным городком: на ее территории было десять жилых корпусов, деревянных на каменных фундаментах, и один каменный все большею частью 2-этажные, 4 деревянных флигеля, два каретника, 4 амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, каменные погреба с погребицами, под одною крышею с квасною; большой колодец; прекрасный цветник; кладбище, занимающее 100 саж. длины и 60 ширины, обсаженное кустами и деревьями и хорошо содержимое.

Монастырь жил на добровольные подаяния, доходами со своих имений, а главное, трудами рук своих обитательниц… К началу 20 века комплекс Иверского женского монастыря представлял собой значительный для Самары архитектурный ансамбль, красивые сооружения которого активно формировали внешние и внутренние панорамы города. На территории монастыря были храмы:
— деревянный на каменном фундаменте, теплый трехпрестольный: главный — во имя Иверской Божией Матери (1855), второй — во имя равноапостольной царицы Елены и Св. великомученицы Варвары (устроен Алабиным в 1877 году), третий — во имя Иерусалимской Божией Матери (1857);
— Каменный холодный трехпрестольный: главный — во имя Сретения Господня (1869), второй — во имя Св. апостолов Петра и Павла (1867), третий — во имя Преп. Сергия Радонежского (1896);
— каменный на втором этаже отдельно стоящей у монастырских ворот колокольни высотой 37 саженей во имя Святителя и Чудотворца Николая (1882);
— теплый каменный во имя Иверской Божией Матери (начат в 1882, окончен в 1888 году), в нем придел во имя Архангела Михаила;
— трапезный храм, построенный в 1908 году.
План иверского монастыряВнутри монастыря было четыре каменных двухэтажных и 13 деревянных корпусов, в которых размещались помещения для монашествующих, училище, открытое в сентябре 1889 года, контора, дом игуменьи и другие. Монастырь был обнесен каменной оградой в 4 аршина высотой и 3/4 шириной, в которой было четверо ворот. Вне монастыря располагалась каменная двухэтажная больница (ныне дом по ул. Молодогвардейской, 204), дома священнослужителей. На кладбище, где «хоронились и миряне за особую плату», было несколько сот захоронений.
Среди покоящихся на кладбище были:
— П. В. Алабин с женой, сыном, дочерьми;
— А. А. Щербачев, архитектор-градостроитель Самары;
— И. П. Голев, генерал, Герой обороны Севастополя в Крымскую войну;
— Л. С. Кугушев, князь;
— внуки декабриста Анненкова;
— граф Н. А. Толстой (отец писателя А. Н. Толстого) и многие другие видные общественные деятели.

В настоящее время из всех захоронений сохранилась лишь могила П. В. Алабина и его жены В. В. Алабиной. На надгробном памятнике сохранилась надпись: «1824—1896 гг. Петр Владимирович Алабин. Действительный статский советник, воин и летописец четырех войн — 1849, 1853, 1877, 1878, всецело посвятивший свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу, основавший общину сестер милосердия, устроивший водопровод, памятник Александру II и библиотеку, способствовавший скорейшему окончанию собора и много другого сделавший. Вечная память, мой незабвенный, благородный, неутомимый труженик». В 1876 году в Иверском женском монастыре было изготовлено знаменитое «Самарское знамя», сделавшее Самару известной всему миру и которому в Болгарии поставлен гранитный памятник. Самарское знамя было изготовлено и вышито монахинями по эскизам художника Н. Е. Симакова. Сшитое из двух полотнищ, шелковое, трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители; на другой стороне также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год».
Болгарское знамяПри вручении этого знамени 18 мая 1877 года 3-ей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что знамя прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Старой Загорой болгарская дружина билась под знаменем. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена городу Самаре в 1981 году. Сейчас она находится в Самарском краеведческом музее им. П. В. Алабина. В 1989 году Самарским отделением Союза архитекторов России по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Иоанна был проведен конкурс на проект восстановления комплекса Иверского женского монастыря. В нем приняли участие архитекторы Самары, Москвы, Саратова. В проекте, получившем высшую оценку жюри, предполагалось восстановление «былой роскоши» комплекса путем укрепления, реставрации сохранившихся строений, строительства утраченных и разборки «не монастырских» строений, появившихся после 1925 года — времени закрытия монастыря. Программа реализации замысла была рассчитана на 10 лет. В проекте В. Самогорова, В. Пастушенко, Л. Пастушенко четырехэтажные «обкомовские» дома, появившиеся в 40—50-х годах, превращались в современный гостиничный комплекс при монастыре, внутри него восстанавливалась верхняя часть пятикупольного храма.
Проект иверского монастыряВ проекте И. Постникова, В. Савосина, А. Логинова предусматривалось размещение в строящемся на территории монастыря — русско-болгарского центра духовного братства. Основным принципом проекта также являлось максимальное сохранение существующих построек и максимальное восстановление утраченных. Предусматривалось создание мемориальной зоны с музеем (на месте монастырского кладбища), восстановление колокольни, создание музея монастыря. Разрушение ансамбля монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о закрытии монастыря и создании на его территории «рабочего городка» для рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1925 году была закрыта церковь Иверской Божией Матери, в 1929 году еще три храма. В 1930 году горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». В 30-х годах были разобраны колокольня и пятикупольный храм, другие строения, снята ограда монастыря. При строительстве четырехэтажных «обкомовских» домов основная часть территории кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их «перезахоронение». Недалеко от могилы П. В. Алабина, на месте склепа князя Л. С. Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.
фото иверского монастыряВозрождение Иверской обители началось с регистрации Общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального Управления, общественных организаций, верующих, Самарской городской и областной администраций, городского и областного Советов народных депутатов Общине были переданы Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей «Ремесленной» и другие строения, принадлежавшие различным организациям. С 29 октября 1992 года в отселенном к тому времени первом этаже одиннадцатого корпуса в приспособленном для богослужений помещении начались регулярные богослужения священником Евгением Зеленцовым.

Похожие страницы:

1. Биография Курлиных
2. Появление первой школы в Самаре
3. История постройки Самаро-Златоустовской железной дороги
4. История появления речного яхт-клуба в Самаре
5. Известные англичане бывавшие в Самаре

На Главную

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 669 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 614 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 557 13 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.