История Самарского знамени

История Самарского знамени связана с развернувшейся на Балканах борьбой славянских народов против османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, чтобы с оружием в руках помочь им завоевать независимость. Как и во многих городах страны, в Самаре проходили благотворительные спектакли, устраивались базары в пользу южных славян. Был образован комитет для организации помощи и сбора средств борющимся единоверцам. В деревнях собирали тулупы, рукавицы, рубахи, сапоги. Крестьяне Самарской губернии одними из первых внесли и денежные пожертвования.

Среди гласных Самарской городской Думы зародилась мысль о создании знамени. Активное участие в этом деле приняли видный общественный деятель гласный Думы Петр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. Эскиз необычного дара изготовил художник Николай Евстафьевич Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища он изобразил в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. На другой — икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре был основан женский монастырь. Его монахини и вышили безвозмездно Самарское знамя. Считается, что знамя предназначалось для болгарских повстанцев. Однако к моменту его изготовления восстание было подавлено турками. В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Началось формирование дружин из болгарских добровольцев, и гласные Думы решили вручить знамя создаваемому болгарскому войску.

20 апреля (2 мая) епископ Самарский и Ставропольский Герасим освятил дар города. Газеты писали, что от Спасо-Вознесенского кафедрального собора «вплоть до места на реке Волге, назначенного для водоосвящения — это с полверсты, — народа, как говорится, было битком набито, так что не было проезда, и когда по освящении уже его (знамени), оно было принесено обратно в собор, то толпа хлынула (многие со слезами на глазах), прикладывались к иконе Иверской Божьей Матери, изображенной на нем». На следующий день самарцы прощались со знаменем, которое городской голова Ефим Тимофеевич Кожевников и гласный П. В. Алабин повезли в Москву. Здесь оно было выставлено в Кремле для всеобщего обозрения и стало предметом чествования и поклонения. 1 (13) мая знамя было доставлено в Кишинев, а 6 (18) мая вручено около города Плоешти 3-й дружине болгарского ополчения.

19 (31) июля 1877 года знамя получило боевое крещение в жестоком бою под болгарским городом Стара-Загорой. Погибли несколько знаменосцев, пал в руках со знаменем командир дружины подполковник П. П. Калитин, но святыню ополченцы отстояли. Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа, оно было награждено высшим военным орденом Болгарии «За храбрость». В 1902 году в городском парке Стара-Загоры, которая позднее породнилась с Самарой, был поставлен памятник Вечной славы погибшим защитникам города в виде усеченной пирамиды. В 1927 году на большой братской могиле, где похоронен и Калитин, болгары установили массивный белокаменный саркофаг. Через два года на саркофаг был водружен бронзовый лев работы скульптора П. Ципоранова. А в столетнюю годовщину знаменитого боя в Стара-Загоре соорудили 50-метровый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому знамени.

22 сентября 1981 года точная копия знамени была подарена болгарами городу Самаре. Ныне она хранится в Музее истории войск Приволжского военного округа. Самарское знамя прославило Самару далеко за пределами России. Легендарному дару самарцев посвящены научные монографии и художественные произведения, почтовые марки и настольные медали. Почему Самарское знамя имеет такую цветовую гамму? Ответ на вопрос можно найти в книге П. В. Алабина «Трехвековая годовщина города Самары». Привлекая свидетельства очевидцев, П. В. Алабин рассказывает о том, как 5(17) апреля 1885 года проходило в Самаре чествование памяти Кирилла и Мефодия. После литургии в кафедральном соборе состоялся крестный ход на Алексеевскую площадь. Его участники несли большую хоругвь с изображением Иверской Божьей Матери и иконы святых первоучителей, украшенную тремя широкими лентами «славянских цветов».

Над торжественной процессией развевались русский, болгарский, сербский, черногорский, чешский флаги, «единством своих цветов, только в различном их сочетании, воочию свидетельствуя о братстве тех народов, которые под их сенью, в течение многих веков, сохранили сознание своего племенного единства и кровной соплеменности». Как видно, белый, синий и красный цвета четко отождествлялись у самарцев 70-80-х годов 19 века с общеславянской идеей. И, вероятно, поэтому, когда создавалось Самарское знамя, были использованы похожие колеры. А чтобы не копировать расположение полос (белая-синяя-красная у русского флага или красная-синяя-белая у сербского и черногорского), их разместили в ином порядке. 30 декабря 1998 года Самарской городской Думой было утверждено Положение о Флаге города. За основу его взята цветовая гамма Самарского знамени. В центре размещен герб города, а под ним на голубой полосе золотыми буквами вышита надпись «Самара».

Похожие страницы:

1. История герба Самарской области
2. Частные учебные заведения в дореволюционной Самаре
3. История постройки крепости Самара
4. История Самарского женского иверского монастыря
5. Краткая биография Курлиных

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Старая Самара. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.