История постройки крепости Самара

История постройки крепости Самара

История свидетельствует, о том что тип оборонительных укреплений, какой имела Самара при строительстве крепости, с успехом выдержал натиск и осаду многотысячных отрядов калмыков в 1639 и 1644 годах. Поселение, имевшее оборонительное сооружение такого типа (в виде палисада), называлось не городом, а острогом. Понятию «город» соответствовали оборонительные сооружения более сложного типа с двойными или тройными стенами, выполненными из горизонтально уложенных бревен (срубов).

В соответствии с указом царя Алексея Михайловича об усилении оборонительных сооружений города Самары в 1645-1703 годы восточная сторона города, не защищенная реками, была укреплена земляным валом и глубоким рвом. Вместо палисада вокруг всего жилья была возведена рубленая стена и сооружены новые башни с бойницами. Рубленые крепостные стены воздвигались обычно на вершине вала в виде двухрядной срубной стены, представляющей собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «в обло».

История постройки крепости СамараК этому же времени относится сооружение в Самаре кремля, то есть окружение внутренней крепостной стеной небольшой центральной части города, в которой размещались административное и военное управления. На старых планах Самары (1796, 1804, 1839 и 1842 годы) местоположение и конфигурация кремля указываются в районе Хлебной площади. Площадь, занимаемая кремлем, имела фигуру вытянутого четырехугольника (напоминающую ромб). Такая конфигурация кремля была продиктована изломом примыкающего к нему глубокого оврага, послужившего естественным рвом для этой крепости. Сооружение кремля потребовало производства больших земляных работ по выравниванию площади путем подсыпки.

Общая площадь, занимаемая кремлем, составляла 3 десятины 821 квадратную сажень (36 500 м2). Произведенные на этой площади в 50-х годах 20 века бурения (для исследования грунта при строительстве зданий выяснили рельеф местности, относящийся к 16 — 17 векам, согласно которому отметка высоты северной оконечности ,»ромба» составляла 63 метра , а южной — 55 метров (высота в абсолютных отметках Балтийской системы высот). Таким образом, разница высот между северной и южной точками площади составляла восемь метров.

Путешественник Корнилий де-Бруин, плывший по Волге летом 1703 года (до пожара в Самаре), сделал зарисовку общего вида Самары, но крепостные сооружения города на этом рисунке не показал. В его описании указывается, что в Самаре «…стены, обнесенные башнями, тоже деревянные и со стороны суши довольно велики… Когда плывешь мимо города, видишь городские ворота…». Отсюда можно сделать вывод, что со стороны Волги город совершенно не имел укреплений, так как его с этой стороны защищала сама Волга.

Напуганное крестьянскими восстаниями под руководством Степана Разина (1670-1671 годы), восстаниями башкир (1662, 1664, 1677, 1683 годы) и другими крестьянскими волнениями, русское правительство не жалело средств на усиление оборонительных сооружений Самары, находившейся в зоне осваиваемых и заселяемых земель, в непосредственном соседстве с часто набегавшими кочевыми племенами. Оборонительные сооружения в этот период достигают высшей степени своего развития. Характерной особенностью крепостных сооружений Самары является широкое применение земляных и деревянно-земляных укреплений.

За всю историю Самары только в этот период в ней применялось устройство земляных бастионов, сооруженных по всем правилам фортификации. Таким новшеством явилось сооружение «земляного замка» на территории Самарского кремля. Здесь вместо сгоревшей рубленой стены кремля по приказу казанского комиссара Александра Сергеева по периметру кремля, по месту, где раньше проходила стена, был насыпан высокий земляной вал, вокруг которого шел ров. По углам земляной крепости были сооружены земляные бастионы («болворики») со щитами из бревен, позволявшие вести фланкирующий огонь. Для фронтального огня под прикрытием на вершине вала восточной стороны крепости был сооружен сплошной забор с бойницами, который служил также и для целей дефилирования этой крепости.

Другим новшеством явилось возведение деревянно-земляной стены, выполненной тарасами (ящиками), вместо сгоревшей деревянной рубленой.

История постройки крепости СамараТакая стена состояла из параллельных срубных стенок, пространство между которыми засыпалось землей. Она могла противостоять пушечным ядрам не хуже каменной стены. Для устройства бойниц нижнего боя в стенах на определенных расстояниях друг от друга оставлялись пустые срубы (клети), в которых прорезались бойницы и размещались артиллерийские орудия. Для верхнего боя обычно пользовались верхней площадкой тарасов и крепостными башнями. Ни общего вида, ни плана самарских укреплений этого периода не сохранилось, но есть подробная опись, составленная Алексеем Кушниковым в 1728 году, при вступлении его в должность самарского воеводы.

Кушников начинает описание с земляного замка («земляного города»). Он указывает, что «на том городе, по стену к степи, учинен заборец вновь из соснового леса. В том городе, по мере внутри около подле стен — 398 сажени снаружи около города — мерою 480 сажени. Из него проезжие двое вороты, сосновые тесаны из бревен; в тех воротех, в затворех вделано железных по пять пробоев. Одни ворота тайнишние, ветхие. В углах того города 4 болворика земляных, в том числе на трех болвориках нарублены щиты со срубами, бревенные. В том же городе большая сосновая ветхая башня, что называется «роскат» осьмиугольная, шатровая, покрыта тесом…».

Далее Кушников описывает продолжение крепостных сооружений к востоку и северу от земляного замка, или земляного города: «от того города, от первого болворика около слободы, обнесено крепостью; от стены к Волге-реке построены сосновые заборы в столбах с перерубами, что называются «тарасы», и до проезжих Вознесенских ворот по мере 267 сажен. На той крепости построены для караулов две сосновых четырехугольных башни без верхов. На проезжих Вознесенских воротах нарублена вновь для караула башня сосновая бревенная. От тех ворот к Волге ж обнесено заборами новыми без тарасов по мере до крайней Волжской башни 150 сажен. Да меж тех Вознесенских ворот и Волжской башни построена вновь же для караула башня сосновая, бревенная, без верху. Да от той Волжской башни к Волге до самого берегу обнесено рогатками в два ряда по мере 50 сажен. Около того земляного города и около помянутых заборов от реки Самары к Волге остановлено рогатками в один ряд. От Самары-реки крут всего оного земляного города и заборов остановлено рогатками».

Приблизительный план городских укреплений

История постройки крепости СамараИз данных о протяженности земляной стены (вала), полученных по ее наружному и внутреннему обмеру, можно получить ширину земляного вала у его основания (ориентируясь по конфигурации кремля на плане города Самары 1804 года). Она составляет 11,7 метра (в масштабе плана 1 англ. дюйм = 60 сажен). Зная ширину вала (у основания) и принимая наиболее вероятным угол откоса земляного вала в 40°, можно определить высоту земляного вала, которая составляет 4,87 метра. Верхушка вала для удобства обхода крепости вахтой могла быть срезанной, уменьшая его высоту (ориентировочно) до 4 метров, получается, что ширина верхней площадки вала составляла около 2 метров. Объем земляной насыпи (стены) составлял 25 730 куб. метров.

Мощным крепостным сооружениям города Самары этого периода соответствовали состояние и численный состав ее гарнизона и боевых средств обороны. Так, из описи Кушникова выходит, что в 1728 году в Самаре числилось: пушек разных калибров и разной степени годности — 41, мушкетов фитильных — 77, пушечных ядер — 2245, пик железных — 394, пороху (пушечного и ручного) — свыше 70 пудов. Гарнизон Самары того времени был весьма многочисленным: он состоял из двух рот по 115 человек в каждой (вместе с офицерским составом), 8 пушкарей, 100 самарских казаков, 150 отставных солдат, 369 солдат-малолеток и 46 иноземцев (находящихся на службе в русских войсках), а всего из 912 человек.

С начала 30-х годов 18 века Самара стала постепенно терять свое военное значение и ее оборонительные сооружения капитально не восстанавливались. Уже в конце 30-х годов 18 века, как об этом свидетельствует указ Правительствующего Сената Самарской воеводской канцелярии от 13 февраля 1742 года «О мерах по укреплению города Самары», самарские крепостные сооружения находились в настолько ветхом состоянии, что у Самарской воеводской канцелярии появилось серьезное опасение за их обороноспособность.

Из этого указа следует, что «по осмотру, где город стоит, от Самары до земляного города заборов по мере шестьдесят три сажени. Земляным городом до проезжих ворот, где имеется обвахта, от степи поставлен был забор в сосновом лесу, которых заборов ныне осталось малое число и тот от ветхости весь повалился, земляной город обвалился и к осадному случаю от неприятеля весьма ненадежен. По земляному городу, которого места расстоянием по мере до ворот двести десять сажен, от показанных ворот забор, где напред было сделано к Волге-реке до приезжих Вознесенских ворот, забор срублен в тарасы, против того стало строение Оренбургской комиссии с 1738 года, за бытность тайного советника Татищева, которых тарасов в строении ничего нет и место стало быть пустое и лесу никакого нет же, только кроме ж того и где были тарасы осталось две башни глухие, ветхие, расстоянием промеж их по мере до Вознесенских ворот двести восемьдесят три сажени. От Вознесенских ворот до Волги-реки имеется забор соснового лесу в столбах, но которого забору в строении ничего не явилось и место пустое же и лесу никакого нет, только кроме того строения остались две башни глухие расстоянием того места по мере до Волги-реки шестьдесят три сажени и около города для опасения неприятельских людей от степи поставлены рогатки и то ненадежно».

Усиленные поиски Самарской воеводской канцелярией желающих взять подряд на заготовку и доставку нужного количества лесоматериалов в Самару положительного результата не дали, хотя и продолжались более девяти лет. После многократных донесений Самарской воеводской канцелярии по инстанции о беззащитном состоянии города, Правительствующий Сенат упомянутым указом ограничился в этом вопросе лишь требованием об уточнении количества нужного материала и изыскании возможности заготовления части его на месте.

На основании косвенных свидетельств можно считать, что крепостные сооружения Самары в этот период капитально не восстанавливались и к концу 60-х годов 18 века от них почти ничего не осталось. Так, например, Паллас, посетивший Самару в 1769 году, писал: «На восточной стороне между Волгой и Самарой на низком увале правильная земляная крепость с дефилеями, которая еще и ныне видна». Из текста ясно, что Паллас увидел лишь следы оборонительных сооружений. То же самое подтверждается сведениями и из «Географического лексикона Российского государства», составленного в 1773 году Федором Полуниным.

В этом лексиконе говорится: «Как в прежние времена здесь не без страха было жить от калмыков и башкир, то сделан был на одном конце города для защиты земляной городок с нарочито глубоким рвом, а к стороне пригорода Алексеевка высокая деревянная башня, а от нее вокруг всего города ведена рубленая стена с башнями и бойницами, позади же ее стояли рогатки; но ныне уже никакого укрепления нет». Действительной причиной такого отношения со стороны правительства к вопросу о ремонте Самарской крепости, наверное было не отсутствие леса, а изменение к этому времени военно-стратегического значения этой крепости: она уже перестала быть форпостом русского государства на востоке, а следовательно, пользоваться особым вниманием со стороны правительства.

К концу 30-х годов 18 века сложилась следующая ситуация: с 1700 года находился в строю укрепленный пригород Алексеевск, с 1732 года началось строительство новой закамской линии — она шла от пригорода Алексеевска на север к реке Соку через Красный Яр к Красноярской крепости, затем к северо-востоку, по левому берегу реки Сока, у Сергиевской крепости пересекала реку Сок и направлялась на Черемшанское укрепление и, перейдя реку Шешму, оканчивалась у Кичуйского укрепления.

В 1734 году была построена крепость Оренбург, а с 1735 года началось строительство крепости Орск. В 1736 году обер-секретарь Правительствующего Сената русский географ Кирилов распорядился о постройке по реке Самаре ряда крепостей в 30-40 верстах одна от другой, которые составили так называемую Самарскую укрепленную линию. Эти крепости строились быстро. В этот же период правительство принимало энергичные меры по заселению выходцами из Центральной России земель, охваченных указанными укрепленными линиями.

К концу 30-х годов 18 века новые поселения и укрепленные линии настолько обезопасили Самарский край от набегов кочевников, что правительство уже считало Самару обыкновенным русским городом (не имеющим военного значения). О состоянии упадка в этот период Самары, как крепости, говорят также численность и состояние ее гарнизона и средств обороны. Из указа Правительствующего Сената известно, что уже в конце 30-х — начале 40-х годов 18 века, по сообщению Самарской воеводской канцелярии, гарнизон крепости состоял всего из 97 человек, которые были, как писала канцелярия, «весьма престарелые, дряхлые и раненые», но и те были, как говорится дальше, «все в посылках за денежной казной, за колодниками, до Казани, до Астрахани за соляной денежной казной и до Царицына и в других многих командированиях и в караулах и то отправление их чинится с великой нуждою».

В ответ на эту жалобу правительство сочло возможным в 1738 году выделить Самаре только 8 пушек, и то небольшого калибра, а также прислать несколько человек артиллеристов («пушкарей»), что далеко не удовлетворяло всех ее запросов, так как, по подсчету Самарской воеводской канцелярии, для надлежащей обороноспособности города требовалось иметь: одну дворянскую роту, сотню казаков, 8 человек артиллеристов, пушек чугунных (большого калибра) — 22, пушек медных, походных — 4, пороху пушечного и ручного — 60 пудов, свинцу — 10 пудов, ибо, как писала воеводская канцелярия, «без того обойтись как ныне, так и в пред будущие годы никак не можно…».

О том, что и после этого времени Самара продолжала нуждаться в вооружении и боеприпасах, свидетельствует история пугачевские войска, занявшие Самару в 1773 году, где повстанцы нашли всего-навсего 6 пушек без какого-либо запаса пороха..

Похожие страницы:

1. История Самарского женского иверского монастыря
2. История появления первой школы в Самаре
3. Известные англичане бывавшие в Самаре

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 677 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 620 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 569 13 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.