Значение крылатых выражений — Автомедон, Административный восторг, Аккуратность вежливость королей, Акробаты благотворительности, Алгебра революции

Значение крылатых выражений — Автомедон, Административный восторг, Аккуратность вежливость королей, Акробаты благотворительности, Алгебра революции

«Автомедон«.

В «Илиаде» Гомера это имя носит ловкий возница колесницы Ахилла (16, 148; 17, 459; 24, 574). Иронически, шутливо имя его употребляется в значении: ямщик, кучер, извозчик.
Примеры из литературы:
Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки. (А. С. Пушкин, Евгений Онегин, 7, 35.)
Автомедон, пошел! — крикнул он извозчику (П. Д. Боборыкин, «Китай-город», 3, 31).

«Административный восторг«.

Ироническое выражение, означающее упоение своей властью, восходит к роману Ф.М.Достоевского «Бесы» (1871), кн. I, часть 2, гл. 4: «Вам, без всякого сомнения, известно… что такое значит русский администратор внове, то есть ново выпеченный, ново поставленный… Но вряд ли могли вы узнать практически, что такое значит административный восторг и какая именно эта штука? — Административный восторг? Не знаю, что такое. — То есть… Vous savez, chez nous… En un mot, (Вы знаете, у нас… одним словом) поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, pour vous mont-гег son pouvoir. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобой мою власть…» И это в них до административного восторга доходит».
Примеры из литературы:
— Вам надо изменить методы, — сказала она мягко, — меньше административного восторга, больше настоящей партийности (В. Кетлинская, «Мужество», 2, 12).
Руководит начальник сторожем, руководит день, второй, третий, но нет полного административного восторга (Г. Рыклин, «Мост и хвост», «Правда», 3 марта 1947 г.).

«Аккуратность (точность) вежливость королей«.

Выражение это, цитируемое часто и по-французски, — L`exactitude est la politesse des rois, — приписывается французскому королю Людовику XVIII (Письмо Эльснера из Парижа 8 июля 1817 года в книге Briefwechsel zwischen Varn-hagen von Ense und Oelsner, Band I, S. 119; Souvenirs de J. Lafitte, Paris, 1844, t. I, p. 150).
Примеры из литературы:
— Вот и отлично! встретил он меня… три часа ровнехонько. Аккуратность — вежливость царей (М. Е. Салтыков-Щедрин, «В среде умеренности и аккуратности, Господа Молчалины», 3).
— Ровнешенько настоящий час, — вскричал Федор Павлович, — а сына моего Дмитрия Федоровича все еще нет. Извиняюсь за него, священный старец!.. Сам же я всегда аккуратен, минута в минуту, помня, что точность есть вежливость королей (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1, 2, 2).

«Акробаты благотворительности«.

Выражение, характеризующее тщеславных филантропов, — умеющих ловко преувеличивать размеры оказываемой ими очень небольшой помощи нуждающимся, возникло из повести Д. В. Григоровича «Акробаты благотворительности» (1885), в которой сатирически изображена деятельность филантропических обществ.
Пример из литературы:
Да, несомненно, «кипит деятельная работа администрации» — по уменьшению действительных размеров нужды и по сведению всего дела помощи голодающим до какого-то акробатства копеечной благотворительностью. Впрочем, «акробаты благотворительности» было бы еще слишком лестным названием для сплоченных под знаменем сипягинского циркуляра администраторов. Общего у них с акробатами благотворительности — мизерность их помощи и стремление раздуть ее размеры (В. И. Ленин, «Внутреннее обозрение», Голод, Соч., т. 5, с. 245).

«Алгебра революции«.

Выражение, которым А. И.Герцен в «Былом и думах», часть 4, глава 25 (1855) определил философию Гегеля: «Философия Гегеля — алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя».
Примеры из литературы:
Учение Маркса — современная «алгебра революции» (Г. В. Плеханов, «Карл Маркс», Соч., т. XII, с. 329).
Если марксизм в самом деле может быть назван алгеброй революции, то программа, верная духу марксизма, должна быть от начала до конца революционной программой (Г. В. Плеханов, «Ортодоксальное буквоедство», Соч., 1. XII, с. 407).
Диалектика Чернышевского была в основе своей алгеброй крестьянской революции (В. Евграфов, «Великий русский писатель и революционер», «Правда», 24 окт. 1952 г.).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.