Игорь Федорович Стравинский – биография, творчество, фотографии

Игорь Федорович Стравинский родился в 1882 году, в семье певца Федора Стравинского в Ораниенбауме под Петербургом. Он рос в музыкальной семье, однако в юности изучал право. Встреча с Н. А. Римским-Корсаковым окончательно определила судьбу девятнадцатилетнего молодого человека. Именно по рекомендации Римского-Корсакова он начал изучать теорию музыки, а затем под его руководством продолжил музыкальное образование. В 1908-1909 годах в Петербурге прозвучали первые сочинения Стравинского — Симфония, оркестровые пьесы, вокальный цикл “Фавн и пастушка”. В них раскрылась неистощимая фантазия автора, опиравшегося на глубокое знание русского фольклора. Одно за другим появляются новаторские произведения Стравинского, которые сразу же принесли ему мировую славу: “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”… Эти три балетных шедевра поражали слушателей новизной музыкального языка, неукротимой жизненной энергией, мелодическим своеобразием, красочностью. Вызвав поначалу бурные споры, они стали впоследствии классическими образцами музыки 20 века, примерами новаторства, выросшего на благодатной почве русских национальных традиций.
Незадолго до первой мировой войны начались для Стравинского годы странствий. Сначала он жил в Швейцарии, потом долгое время во Франции, а в 1939 году, спасаясь от гитлеровского нашествия, переселился в США. Судьба надолго разлучила его с родиной. Много лет спустя, находясь в Америке, он подчеркивал, что уехал из России царской, а не из России советской. Оторванность от родной земли не могла не сказаться на творчестве мастера, хотя русская тема, русская история не переставали волновать его творческое воображение. Можно с уверенностью сказать, что лучшие достижения позднего Стравинского так или иначе связаны с национальными истоками. Это и балет “Свадебка”, и “Байка про лису, петуха, кота да барана”, и “История солдата”, и опера “Мавра” по Пушкину, и балет “Поцелуй феи”, в котором композитор развивает музыкальные темы глубоко чтимого им Чайковского. Эта тяга к родным истокам ощущается в творчестве Стравинского всегда.
Надо сказать, что Стравинский с молодости до глубокой старости был чрезвычайно восприимчив ко всякого рода новшествам. С удивительной легкостью переходил из одной стилистической сферы в другую, хотя такие переходы не приносили художественных открытий, оставались как бы в экспериментальных рамках. Стравинским созданы сочинения, обогатившие музыкальную культуру нашего времени. Их своеобразие, сила и интеллектуальная насыщенность властно привлекают аудиторию. Нельзя не назвать “Симфонию псалмов”, инструментальные концерты, оперу-ораторию “Царь Эдип”, оперу “Похождение повесы”, многочисленные камерные ансамбли, романсы. Лучшее в его многогранном наследии и сегодня развивает гуманистические традиции мировой культуры, воспевает непреходящие идеалы красоты и человечности. До глубокой старости, до последнего дыхания он работал с редкой одержимостью, не зная усталости. Выступая в разных странах как дирижер, он исполнял не только свои произведения, но и пропагандировал лучшие образцы русской классики. В последние годы жизни Стравинский написал мемуары, несколько книг… И. Ф. Стравинский ушел из жизни в 1971 году.
Выступление И. Стравинского во время приезда в СССР. 1962 г.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.