Краткая биография Николая Владимировича Назарова

Краткая биография Николая Владимировича Назарова

Н. В. Назаров родился в 1885 году, во Владимире в семье служащих. В восемь лет, когда умерли родители, он был взят на воспитание в военный духовой оркестр. Капельмейстер 10-го Гренадерского Малороссийского полка А. Дымшиц писал, что Николай Назаров был настолько мал, что он не решился учить его на духовом инструменте, а определил на малый барабан. С десяти лет мальчик стал заниматься на кларнете, а с двенадцати на гобое. Успехи были хорошие. В 1900 году Николай переезжает в Иваново-Вознесенск, работает в граверной мастерской и играет в оркестре фабрики Новикова; затем его стали приглашать в профессиональные оркестры Екатеринограда, Петербурга и, наконец, Москвы (театр Медведева и опера Народного дома).

В 1905 году Назаров поступает в Московскую консерваторию в класс гобоя профессора В. Денте. С большой серебряной медалью он оканчивает ее и выдерживает конкурс в оркестр Большого театра. Но жизнь распорядилась иначе: его призывают в армию, и он служит капельмейстером в Минске и Брянске, после Октябрьской революции работает заведующим музыкальной школой имени Римского-Корсакова в Гомеле. В 1923-1929 годах Назаров — солист Персимфанса (Первого симфонического оркестра без дирижера), затем оркестра Радиокомитета, а с 1936 года — Государственного симфонического оркестра СССР. В 1929 году Назаров становится педагогом музыкального техникума имени Гнесиных, с 1933 года (параллельно) — музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова, а в 1940 году имя Назарова — среди профессоров Московской консерватории.

Еще студентом Назаров начал выступать в концертах как солист. Так, в 1910 году в программе Второго исторического симфонического концерта под управлением С. Н. Василенко он исполнял (впервые в Москве) концерт для гобоя с оркестром соль минор Генделя. «Лучше всех был г. Назаров. Толковая вдумчивая передача, красивый тон», — писал критик С. Н. Кругликов. В 1911 году Николай Владимирович участвовал и в камерных концертах. В составе фортепианного квинтета духовых инструментов он сыграл ансамбли Моцарта, Бетховена, Римского-Корсакова и др. Значительно позже, в 1928-1938 годах, Назаров был организатором и руководителем знаменитого квартета деревянных духовых инструментов Всесоюзного радиокомитета в составе: Ф. Левин (флейта), Н. Назаров (гобой), И. Цуккерман (кларнет), А. Бейлезон (фагот).

В 1936 году на Всесоюзном конкурсе камерных ансамблей на лучшее исполнение советской музыки этот ансамбль среди лучших струнных квартетов (имени Комитаса, имени Глиэра, квартет ГАБТа и других) занял второе место. В его программу входили призведения Н. К. Чемберджи, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, В. В. Нечаева, С. Н. Ряузова. Как солист оркестра Назаров был любимцем дирижера. Его игра отличалась необыкновенно проникновенным, теплым, певучим и выразительным звуком, а также феноменальной техникой. Одним из лучших в его исполнении было блестящее соло гобоя в увертюре Дж. Россини «Шелковая лестница».

Назаров — автор многих обработок и переложений для гобоя и фортепиано, для квартета и квинтета духовых инструментов. Популярностью пользуется его «Школа для гобоя», которая построена на последовательном изучении инструктивного и художественного материала, содержит большое количество полезных упражнений, этюдов, интересных пьес русских, советских и зарубежных композиторов. Н. В. Назаров ушел из жизни в 1942 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.