История церкви Покрова Божьей Матери села Дубовый Умет

В истории церкви села Дубовый Умет отразились события российской истории последних двух веков. В статье “Дубовый Умет” в “Самарских губернских ведомостях” от 27 февраля 1854 года читаем: “В 1807 году Дубовские жители (в седьмую ревизию – 312 душ), вместе с жителями, тогда деревни, а ныне села Березового Гая, имевшего в седьмую ревизию 199 душ, и расстоянием от Дубового Умета в 10 верстах, выпросили дозволение начальства построить у себя церковь каменную. На добровольные приношения просителей в этом же году она заложена, небольшая, однопрестольная, а в 1814 году она освещена. А до того времени жители Дубовские были прихожанами в Самарской Успенской церкви, которая находилась на хлебной площади в Самаре. В результате, стараниями верующих в селе появился храм, каменный, хотя небольшой, но опрятный и снабженный, можно сказать, богатою утварью: кресты, евангелия, сосуды серебряные, под золотом. Праздничные ризы со всеми принадлежностями стоят до 500 рублей серебром. Звон при церкви хороший. Многим церковь обязана старосте местному крестьянину Ганину, который содержал храм в приличном святилищу виде”.

В “Ведомости о церкви” записано: “зданием каменная – без колокольни; теплая. Богомольцев может вмещать около 3000 человек. Здание церкви прочно, ограда есть, деревянная на каменных столбах. Есть при церкви деревянная сторожка”. Опираясь на сведения в “Ведомостях о церкви” разных лет (известны ведомости за 1873, за 1902 и за 1913 годы), можно предположить, что церковь, скорее всего, ремонтировали полностью или перестраивали заново. В “Ведомости” за 1873 год датой построения церкви является 1812 год, а в “Ведомости” за 1902 год – 1893 год. В “Ведомости” за 1913 год указывается, что “престол в церкви один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30 сентября 1893 года Преосвященнейщим Гурием Епископом Самарским и Ставропольским”. Церковный притч был небольшим: 1 священник, 1 дьякон, 1 псаломщик. Священником в церкви со 2 мая 1872 года был Иоанн Михайловский, который по собственному прошению был перемещен в Дубово-Уметскую церковь из села Александровка Николаевского уезда.

Уже 7 июля 1873 года по рапорту благочинного “хорошо проводит воскресные собеседования, которые собирают от 30 до 80 прихожан”. 15 мая 1874 года церковь посетил епископ Герман. С 23 августа 1877 года священником стал Александр Софийский, перемещенный по прошению из села Романовка Николаевского уезда. 1 мая 1880 года он был избран на новое 3-летие уполномоченным на епархиальные и училищные съезды, с вознаграждением 1 рубль 50 копеек за каждые сутки работы на съездах. Примерно с 1877 года дьяконом стал Иоанн Покровский, прослуживший до 1880 года, когда был по личному прошению перемещен в село Коноваловка Бузулукского уезда. С 1880 года дьяконом стал Григорий Архангельский. Причетником был Алексей Сахчинский, 19 июля 1872 года перемещенный по прошению в село Павловка Бугурусланского уезда. Известен также причетник Иоанн Благовещенский.

У церкви всегда была земля, закрепленная за нею. Этой землей церковный причт владеет сам. Количество земли, принадлежащей церкви, со временем увеличивалось. В “Ведомости” за 1873 год указывается: 33 десятины пахотной земли, но нет сенокосной и усадебной. В “Ведомостях” за 1902 и за 1913 года по-прежнему 33 десятины пахотной земли, нет сенокосной, но появляется 750 кв. сажень усадебной земли. А вообще под церковью и оградой 1500 кв. сажень земли. В общую площадь всех земель входила и территория, занимаемая кладбищем. Было особо отведенное вне селения кладбище, окопанное канавами. По рассказам старожилов, рядом с церковью, возможно, было еще одно кладбище. Причт получал на свое содержание добровольные денежные пожертвования от прихожан за совершение “треб” и хлебные сборы. Жалования от общества и от казны причт не получал. “Процентных бумаг причт не имеет. Доходов от церковных земель, лавок, домов, мельниц, рыбных ловель и других “угодий” причт не имеет” – это сведения, записанные в “Ведомости” за 1902 год. В 1913 году средний доход, приносимый землей, составлял 80 рублей.

Дома для священно- и церковнослужителей размещены на церковной усадебной земле, построены “тщанием” прихожан в 1900 и 1904 годах. В “Ведомости” за 1913 год записано: “дома священника и дьякона застрахованы в Синодальном страховом отделе Духовного ведомства, на средства местного общества” (дом священника застрахован в 2000 рублей с платой премий 5 рублей 20 копеек, дом дьякона – в 2000 рублей с платой премий 5 рублей 20 копеек). Для псаломщика дома не имелось, но из “Ведомости” за 1902 год известно, что он живет в наемной, на деньги общества, квартире. С годами увеличиваются и квартирные пособия от общества, выдаваемые псаломщику: в 1902 году – 2 рубля, в 1913 году – 5 рублей в месяц. В “Ведомости” за 1902 год написано, что “дом у священника общественный, деревянный, крытый железом, новый, построенный летом 1900 года, необходимых при нем надворных служб недостаточно, описи дома не имеется”. Указывается также расстояние до церкви от Консистории – 30 верст, от местного Благочинного в селе Екатериновка – 75 верст, от Самары – 30 верст, от Димитриевской церкви в селе Березовый Гай – 8 верст, от Николаевской в селе Лопатино – 15 верст, от Христорождественной в селе Николаевке – 15 верст, от Михайло-Архангельской в селе Колывань – 17 верст.

В 1873 году церковная библиотека состояла из 240 томов или книг в 118 названиях. Количество книг с годами менялось. В “Ведомости” за 1902 год указано, что “в церковной библейской книге для чтения, одобренной Священным Синодом и духовной цензурой, имеется 79 названий, 258 томов. Сочинений, заслуживающих особенного внимания в археологическом, догматическом, историческом, миссионерском и других отношениях не имеется. Из периодических изданий имеются: “Христианские чтения” за 1841, 1849, 1875, 1876, 1879, 1882 года, “Церковный вестник” за 1875 год, “Православное обозрение” за 1868 год, “Православный собеседник” за 1870 год, “Странник” за 1860, 1863, 1867, 1873 года, “Миссионерское обозрение” за 1896-1902 года, “Церковные ведомости” за 1888-1902 года, “Епархиальные ведомости” за 1867-1902 года, “Руководство для сельских пастырей” за 1896 и 1902 года”. Книги для церковной библиотеки в большинстве своем приобретались на средства церковной общины. Были свои личные библиотеки и у церковнослужителей. Книги светского содержания из этих библиотек после закрытия церкви в 1931 году легли в основу сельской общественной библиотеки, сгоревшей при пожаре в здании бывшего храма в 1965 году.

В “Ведомости” за 1873 год говорится: “В приходе дубовоуметском имеется два земскообщественных училища – мужское и женское; в них обучается 50 мальчиков и 20 девочек”. В “Ведомости” за 1902 год записано: “при Покровской Церкви села Дубовый Умет имеется одноклассная церковно-приходская школа мужская, открыта с 1894 году, помещается в собственном здании. Здание деревянное, приобретено на средства церковно-приходского Попечительства в 1897 году, не застраховано; ремонтируется, отопляется и окарауливается школьное помещение на средства церковно-приходского Попечительства; помещение для учителя имеется при школе, учащихся 25 мальчиков, все русские и православные, в 1902 году окончил с правом на титул по воинской повинности – один (1) мальчик. Учебники и учебные пособия получаются частию из Самарского Уездного отделения Епархиального Училищного Совета, а частию приобретаются на описные средства, получаемые от обучающихся лиц, библиотека для внеклассного чтения при школе имеется и состоит из 53 экземпляров. Заведующий законоучитель школы приходится священник Ястребов, а учитель приходской диакон Константин; последний свидетельство на звание учителя имеет; вознаграждения никакого не получает”. Есть еще в селе две земско-общественные школы. В “Ведомости” за 1913 год имеются такие записи: “имеющиеся в приходе школы: Двухклассная Министерства Народного Просвещения, открыта 10 октября 1907 года, в которой обучается 194 мальчика и 79 девочек. Церковной школы в приходе нет”.

В 1867 году открыто церковно-приходское попечительство. В 1902-04 годах председателем избран и утвержден крестьянин Егор Димитриев Антонов, а членами крестьяне Александр Николаевич Култаев, Яков Семенович Клюев, Василий Михайлович Калячкин, церковный староста Косьма Григорьевич Баранников. В 1913 году попечительством собрано денег 1200 рублей. Осталось от прошедшего года 5 рублей. А в 1902 году израсходовано: в пользу церкви 1100 рублей, в пользу школы 25 рублей, в пользу причта 30 рублей. Остается на следующий год 50 рублей. Жители села в основном были православными христианами. Когда своей церкви в Дубовом Умете не было, верующие ездили в Покровскую церковь города Самары. Но кроме православных, в селе проживали и представители других религиозных учений. Из газет за 1876 год известно, что в селе были монтане. Священник Михайловский характеризует их так: “Монтане суть сектанты тайные, и учения своего не открывают. По-видимому, они исполняют все христианские обязанности, ходят в церковь, принимают с молебнами в свои дома, исповедуются и причащаются и пр. На самом деле они нисколько не веруют христианскому учению, не веруют даже в бессмертие души и в бытие Бога. Иные из них высказывают мысли о переселении души человека по смерти в животных и гадов. Поэтому, вероятно, и жизнь свою келейную соображают с этими убеждениями, не считая нужным ни в чем себе отказывать”.

Старожилы рассказывали, что в селе были баптисты. Так, например, Пелагея Семеновна Семочкина и Любовь Спинова, будучи баптистами, ездили на службы в город, в церковь баптистов. В домах приверженцев баптистской веры икон не было, но остальная необходимая церковная утварь имелась. Они не признают святых, мощей, распятия, облачения. Баптисты более последовательно, чем другие протестанты, придерживаются принципа спасения лишь посредством личной веры, придают большое значение божественному откровению, возможности мистического “общения с богом”, учению о предопределении, проповеди религиозной морали. В селе жили и приверженцы хлыстовского учения. Суть появления хлыстовского направления описал в своей статье 1997 года Кирилл Серебренитский. Во время тайных обрядовых молений, на радениях почти каждый исповедник на несколько мгновений способен ощутить в себе присутствие Духа, исходящего от Бога. Но есть люди, которых Дух избирает навсегда, таких людей называют “духовными”, они как бы теряют свою человеческую сущность, становятся живой святыней. Собственно, вокруг этих Живых Богов и складываются основные общины.

Похожим образом складывалась община хлыстов и в селе Дубовый Умет. Появление ее связано с переселением в 1868 году сосланного за распространение хлыстовщины из Ардатовского уезда Петра Алексеевича Иванова, по прозванию Петруша Патюр. С ним приехал еще какой-то старик; кажется, это был помощник Петруши Евдоким Лопушкин, крестьянин Ардатовского уезда. Петруша Патюр, не достигший еще к тому времени 20 лет, строгий постник и девственник, обладал настоящей силой “хождения в слове”; даже в полицейском донесении отмечено, что он “мог кружиться с невероятной быстротой”; он, судя по всему, был одним из тех людей, которых хлысты нарочно разыскивали и готовили. С 1869 года потайные общины Дубового Умета и других селений сразу ожили; в Дубовом Умете вокруг Петруши Патюра образовалось даже нечто вроде постоянного совещания, человек 20 – самые состоятельные и уважаемые дубово-уметские мужики, главы семейств, которые уже тридцать лет придерживались Милютиной веры (одна из ветвей хлыстовщины): Поросенковы, Белопортковы, Шалухины, Кузнецовы, Гордеевы, Журавлевы, Филипповы, Горбачевы. Хлыстовщина просуществовала в Дубовом Умете до первой половины 20 века.

У православных тоже были свои знаменитости. В селе был свой блаженный. Блаженный Васютушка был примерно 1910 года рождения. Он был “больной головой”, как говорили – богоугодный. Если некоторые дети издевались над ним, то все взрослые люди относились к нему с преклонением, его приглашали на все поминки. На все праздники блаженный ходил славить. Его запомнили таким: доброжелательным, среднего роста, с шапкой набекрень. 3 марта 1931 года состоялось собрание членов колхоза имени 14 Октября, на котором присутствовало 600 человек (из них 300 женщин). На нем после доклада о религиозной общине товарища Клочкова П. И. постановили церковь закрыть и передать для использования в культурных целях колхозу “14 Октября”. Это решение собрание приняло почти единогласно, против проголосовало всего 25 человек. Здание бывшей церкви было передано под клуб. Переоборудование церкви под клуб происходило в момент организации колхоза имени “14 лет Октября”. Инициатором этого был секретарь комсомольской ячейки Иван Алексеевич Харитонов. Когда здание перестроили под клуб, то купола были сняты, а “поручили снимать колокола Ивану с его ребятами”, как свидетельствует писатель В. Беспалов в газете “Волжская Новь” за 1963 год Крыша была простая, здание в 2 этажа. Наверху была библиотека.

Заведующей библиотекой работала Елена Николаевна Щеглова. Внизу разместили кинозал, где показывали фильмы и устраивали вечера танцев. Танцевали на месте между сценой и стульями. Драмкружок ставил на этой сцене спектакли. В драмкружке были записаны Лиля Зайцева, Нина Уркушкина, Нина Горбунчикова, Нина Кудинова, Валентина Кузнецова, Николай Шведов, Владимир Гундорин. На Новый год в зале ставили елку, проводили костюмированные балы-маскарады. Сценой служил алтарь, в самом церковном зале все фрески закрасили и забелили. В 1965 году перед самым Новым годом на втором этаже пустого здания начался пожар. Все деревянные постройки выгорели. Восстанавливать здание не стали. Летом пригнали солдат с ломами, но разбить кладку так и не смогли, раствор был очень крепкий. Потом пригнали танки и разбили, а кирпичи население растащило на хозяйственные нужды. Иконы сохранялись только в тех домах, в которых были верующие. Их оставалось немного. После разрушения церкви верующие сначала ездили на богослужения в Самару, после восстановления в 1992 году Дмитриевской церкви в селе Сухая Вязовка стали ездить туда.

После 1990 года жители села стали задумываться о восстановлении церкви. Но в полный голос об этом заговорили только в 1996 году. Шесть женщин, впоследствии вошедших в приходской совет (Котенкова Елена Макаровна, Казакова Рима Алексеевна, Родина Любовь Ивановна, Неткочева Валентина Михайловна, Чернова Мария Наумовна, Иванова Мария Васильевна), обратились за помощью к колхозу “Прогресс” и к населению села Дубовый Умет. В 1996 году на одном из сельских сходов было решено провести марафон для сбора средств на постройку новой церкви. На собранные деньги была приобретена церковная утварь. Под церковь администрация района выделила пустующее здание бывшей пожарной охраны. Среди жителей села ходила легенда о том, что на постройку этого здания были взяты кирпичи разрушенной церкви.

Марафон, благотворительный сбор средств для церкви, проходил 15 октября 1996 года. В нем приняли участие и сделали пожертвования:

“Агробанк” – 5 млн. руб.

Лесничество предоставило лес для строительства.

Аптека – 1 млн. руб.

Сельпо – 10 млн. руб.

Подстанция предоставляла электричество.

Сберкасса – 1 млн. руб.

6 склад – 1 млн. руб.

Колбасный цех – 2 млн. руб.

Колхоз “Прогресс” – 15 млн. руб.

Фирма “Ремтехника” – 10 млн. руб.

Сельская администрация – 11 млн. руб.

Соцобеспечение -15 млн. руб.

Администрация района – 100 млн. руб.

Население – 4.221.750 руб.

Впоследствии обнаружилось, что в фундаменте здания появилась трещина и строительство прекратилось. Затем был разработан еще один проект постройки церкви, но уже в другом месте. Фундамент заложили между зданиями сельсовета и правления колхоза. За неимением средств и этот проект остался на данный момент незавершенным. Но колхоз “Прогресс” выделил здание бывшего дома быта на улице Фрунзе под молельный дом. В апреле 2000 года это здание освятил Богочинный. Сейчас оно ничем не отличается от настоящей церкви. Сам церковный зал небольшой, на стенах много икон, среди них иконы Божией Матери Казанская и Державная. Есть алтарь, иконостас, панихидный стол, аналой, где поет хор. Прихожане жертвуют деньги, и на собранные средства приобретается вся необходимая утварь. Кроме церковного зала есть еще трапезная, место, где торгуют свечками, иконками и книгами православного содержания. С 2000 года священник Дмитриевской церкви села Сухая Вязовка отец Роман проводил службы и в Покровской Церкви села Дубовый Умет. С конца 2002 года в церкви службы проводит священник из поселка Рощинский отец Павел. Церковь посещается в основном пожилыми людьми, молодых прихожан пока немного.

По материалам Т. В. Кудряшовой, Е. А. Чертовой

Похожие страницы:

1. Урочище Козьи рожки
2. Приикские чуваши
3. Особенности Мордовской (Эрзянской) культуры Похвистневского района Самарской области
4. История Серной горы
5. Семь ключей и болото Большое возле села Смолькино

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История Поволжья. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.