Особенности Мордовской (Эрзянской) культуры Похвистневского района Самарской области

Особенности Мордовской (Эрзянской) культуры Похвистневского района Самарской области

В первой половине 18 века территория Самарского Заволжья входила в зону башкирских кочевий, где до 1736 года действовал закон, запрещавший куплю-продажу башкирских земель. После его отмены башкиры быстро распродали большую часть своих кочевий в регионе. Эти земли скупали за бесценок помещики, которые затем переводили сюда своих крепостных. Часть башкирских земель приобрели государственные крестьяне — представители разных народов. В середине 18 века мордовские (эрзянские) крестьяне, переселившиеся из Пензенской губернии, основали поселение, получившее название Ключи по одноименной реке, протекавшей в этих местах. Другое название села — Архангельское, дано в честь построенной здесь церкви Архангела Михаила. О возникновении современного названия села — Красные Ключи — есть несколько версий.

Согласно одной из них, село названо в честь войск Красной Армии; по другой — из-за водных источников, песчаное дно которых имело красноватый оттенок. В любом случае название связано с ключами (родниками). Селения с таким наименованием встречаются также в Кинельском и Шигонском районах Самарской области. Длительное пребывание мордвы в этих местах отразилось на топонимике края — многие географические названия имеют мордовское происхождение. Расположенные недалеко от села лесные массивы называются Покш-вирь («Большой лес»), Палц-вирь («Горелый лес»), Малас-вирь («Ближний лес»), Верхной-вирь («Верхний лес»), Заказной-вирь («Заказной лес»). Возвышенности в окрестных селах носят названия: Копика-пандо («Копейка-гора»), Татар-пандо («Татарская гора»), Маяк-пандо («Маяк-гора»). Отмечены овраги: Овпо-латко («Медвежий овраг»), Покш-латко («Большой овраг»), Пашня-латко («Овраг возле пашни»).

Мордовские названия имели и улицы села. Первоначально в Ключах была только одна улица Покш-пе («Большая улица»). Со временем село разрасталось, образовались новые улицы: Тункино-пе («Крайняя улица», сейчас улица Пушкинская), Трокс-пе («Поперечная улица», ныне — Лесная), Новоселка (сейчас — Школьная), Базар-пе («Базарная улица», теперь — Центральная), Цыган-пе («Цыганская улица», в настоящее время это конец Центральной улицы), Репьевка (теперь улица Чапаева). Мордва — народ, имеющий давние земледельческие традиции. Земледелие всегда играло основную роль в жизни жителей Красных Ключей. В первую очередь здесь сеяли рожь и пшеницу, а также просо, подсолнух, сахарную свеклу; в огороде сажали картофель, капусту, огурцы, помидоры, морковь, арбузы, тыкву. Развито скотоводство. У многих жителей села есть коровы, овцы, свиньи, лошади и домашняя птица — куры, утки, гуси. В некоторых хозяйствах содержатся пчелы. Несмотря на наличие в крае лесных массивов, охотников в Красных Ключах всегда было мало, но местные жители издавна используют другие дары леса — грибы и ягоды (в основном их собирают женщины).

В литературе отмечается, что главным материалом, применяемым при возведении жилых и хозяйственных построек, у мордвы является дерево. Саманные и глинобитные постройки встречаются лишь у мордвы южных районов, где было мало лесов. В Красных Ключах для строительства жилых построек до сих пор в основном используется дерево. Крыши домов обычно крыли соломой, сейчас — железом и шифером. Большинство хозяйственных построек также из дерева, некоторые из них и сегодня обмазываются глиной — подобная практика существует и в других местах обитания мордвы. Встречались в селе и дома, сложенные из саманного кирпича. Для его приготовления жители села смешивали навоз с глиной и клали в деревянные коробы без дна. В отличие от башкирских саманных изб, имевших сложенные из самана же плоские или слегка покатые крыши, мордовские саманные дома (как и деревянные) были покрыты соломой. В настоящее время в Красных Ключах сохранился лишь один саманный дом, сложенный в 1949 году по старинной технологии, но снаружи он обложен камнями и имеет рубероидное покрытие. Раньше в селе встречались сараи и заборы, сплетенные из ивы. В последнее время в центральной части появились кирпичные, панельные и заливные дома.

Во многих домах сохранилась традиционная хозяйственная утварь из дерева и глины: чапакс-парь — деревянная посуда для теста; чакш (в Исаклинском районе это слово произносят как шакш) — глиняный горшок, в котором раньше варили кашу, топили молоко, тушили капусту (сейчас в таких горшках нередко сажают цветы); утюги, внутрь которых кладут угли, и т.д. Много интересных старинных предметов быта собрано в местном школьном музее: лаксемка — прибор для сдирания коры с деревьев, видимка — приспособление для глаженья и др. Во всех избах присутствуют русские печки, которые раньше топили кизяком. Взрослые с помощью лошадей месили навоз, поливая его водой, а дети делали из него кирпичи. Еще в 19 веке исследователи указывали на то, что национальная одежда сохранилась у самарской мордвы далеко не везде — в этом отношении женщины оказались наиболее консервативными. В Красных Ключах, как и в других мордовских поселениях области, особенности мужского национального костюма давно утрачены под воздействием тесных контактов с окружающим населением. Женская национальная одежда сохранилась лучше: некоторые пожилые женщины хранят дома праздничную одежду — сатиновые кофты, шерстяные платки (паця) и т.д.

Во время проведения фольклорных праздников мордва наряжается в одежду, стилизованную под национальную: платье с узорами (основные цвета — белый и красный), запунка (фартук, обшитый пуговицами), пулакш (надевается сзади), чепец (обшитый пуговицами головной убор), традиционные мордовские лапти. В быту все население села пользуется современной одеждой. Пожилые люди хранят в памяти былички-расказы о фантастических существах, якобы обитавших в прошлом в этих местах. Вместо хозяйки леса Вирь-авы в Красных Ключах рассказывают о ходе — уникальном фольклорном персонаже, который также обитал в лесу. По описаниям местных жителей, ходя напоминал человека, но был высокого роста, тонкий и очень страшный — черный с длинными ногтями. По вечерам он пугал людей и мог даже защекотать кого-нибудь до смерти. Некоторые пожилые женщины утверждали, что в детстве видели ходю. Это существо близко к башкирскому фольклорному персонажу шурале и чувашскому арсури и также, как они, вероятно, связано не только с почитанием леса, но и с культом заложных покойников — людей, умерших преждевременно или неестественной смертью. Ходю связывает с Вирь-авой то, что последняя тоже пугает путников, может защекотать их и т.п. Все это позволяет говорить о ходе, как о местном варианте Вирь-авы.

Хорошо известна местным жителям хозяйка бани Баня-ава, распространенная и в других местах проживания мордвы. Жители села считали, что она обитает в каждой бане, поэтому старались реже ходить мимо бани, чтобы не потревожить ее хозяйку. Ночью Баня-ава могла пугать людей и якобы даже задушить, в связи с чем ночью ходить в баню запрещалось. Вместе с тем эрзянские женщины рожали именно в бане, поэтому считалось, что Баня-ава покровительствует родам. Жители Красных Ключей помнят также о нечистой силе, обитавшей в погребе, о ведьме, разжигавшей в поле огонь и расчесывавшей возле него волосы, и т.д. На культуру местного населения большое влияние оказало христианство. В Красных Ключах есть церковь Архангела Михаила, в которой находятся целительные мощи святого Петра Чагринского, поклониться которым приезжают люди из разных концов России. На месте старого сельского кладбища теперь сохранилась только одна могила с установленным на ней камнем, на котором изображен крест. В прошлом такие камни устанавливали на могилы представители других народов края (например, башкиры), жившие в степной полосе. Современное кладбище Красных Ключей ничем не отличается от других деревянных погостов региона.

В настоящее время в Красных Ключах живет не только мордва-эрзя, но и русские, татары, чуваши. В последнее время участились эрзяно-русские браки. Достаточно часто женятся эрзяне и на чувашках. Большинство сельских эрзян знает родной язык и почти все говорят по-русски. К сожалению, эрзянский язык преподается в местной школе лишь в начальных классах, что объясняется отсутствием квалифицированных специалистов и нехваткой учебных пособий. Необходимо отметить тот факт, что представители старшего поколения стремятся передать свои знания традиций молодежи. В селе существует литературный кружок (в его работе в основном участвуют дети), который ставит различные спектакли и исполняет песни на эрзянском языке. В 2000 году в Красных Ключах состоялся Второй областной фестиваль мордовской культуры. Торжественно отмечаются дни рождения земляков — известных людей: Героя Советского Союза А. С. Кавталькина, кавалера ордена Славы трех степеней П. М. Лукьянова, поэта Артура Моро (А. М. Осипова) и др. Об этом селе часто пишут в мордовской газете «Валдоойме» («Чистая душа»). Хочется верить в то, что местные жители и в дальнейшем сумеют сохранить особенности своей национальной культуры.

Похожие страницы:

1. Исследование ландшафтов Самарской Луки
2. История русского крестьянского костюма в Самарском Поволжье
3. Самарское отделение русского ботанического общества
4. История Ширяевских штолен Самарской Луки
5. История появления первых библиотек в Самаре

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 484 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 431 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.