История русского крестьянского костюма в Самарском Поволжье

История русского крестьянского костюма в Самарском Поволжье

В монгольский период одежда на Руси приобрела тот вид, из которого стал развиваться окончательно установившийся в 18 веке русский наряд. Перемены в русской одежде совершались крайне медленно и отражались только на высших классах населения. Простые люди, мужики, носили рубаху и штаны; зимой они надевали, кроме того, сермягу (кафтан из грубого сукна) до колен и овчинный тулуп; шапка была войлочной; на ногах носили лапти или сапоги (Флетчер). Женская старая русская одежда состояла из рубахи, спускающейся ниже колен и застегивающейся у ворота серебряной круглой (иногда с камнем) запонкой. Поверх рубахи надевался сарафан, висевший на плечах на широких или узких лямках. Старые сарафаны застегивались спереди пуговицами сверху донизу. Длинные сарафаны, начинающиеся от горла, иногда с широкими, а иногда длинными и узкими рукавами назывались летниками и делались без разреза и застежки спереди (Билибин).

Что касается прически, то русские женщины в монгольский период всегда закрывали свои волосы и носили дома на голове «волосники» или «повойники», или же обвязывались платком, а, выходя со двора, надевали кокошник или кику; зимой они скручивали волосы под шапками, взрослые же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом внизу косы красную шелковую кисть». Что касается украшений, то без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее не выходила из дома ни одна русская женщина, ни замужняя, ни девица. Таков был в общих чертах традиционный народный костюм. Он формировался столетиями, учитывая климатические особенности, сложившийся образ жизни, основой его была функциональность и удобство. Поэтому он просуществовал, почти не изменяясь, вплоть до 18 столетия. Первые изменения в национальном костюме стали происходить в Петровскую эпоху, а уже к 19 веку возникла необходимость подумать о его сохранении.

Непременной частью женской одежды была рубаха. Часто такая рубаха называлась рукавами. Она разделяется на две части — верхняя называется собственно рукавами и всегда почти шьется из ситцев или лучшего холста, а нижняя часть рубахи — станом, которая шьется из худшего холста. Стан (или станина) есть подобие мешка, сшитого из нескольких полотнищ, поверх которого пришивается короткая с длинными рукавами и прямым воротом рубаха (ворот закрывает половину шеи). Женщины носили два вида сарафанов: русский и московский. Русский сарафан (сукман), который шьется или из шерстяной материи синего цвета своего изделия, или же холста такого же цвета. Такой сарафан шьется в талию без оборов, перед его отделывается парчой или кумачом, который нашивается в две полосы во всю длину сарафана. Спереди сарафаны не сшивались, а застегивались оловянными или медными дутыми пуговицами. Внизу на обоих полах нашивалась шелковая тесьма шириною в дюйм.

Сарафан московский с оборами, который шьется из холста своего изделия или же из купленной уже бумажной и шерстяной материи. Первыми из употребления вышли русские сарафаны. Носились и сарафаны обыкновенные с мышками без рукавов и без всяких украшений. У женщин на сарафанах носились поясья шелковые (так назывались тогда) персидские шириною в дюйм, а длины были такой, что могли обхватить талию женщины 3-4 раза. Женщины носили шубы, которые крылись или китайкой (желтой, зеленой) или нанкой такого же цвета, талия шилась короткая, а низ шубы был длинный; шубы носились с накладным не пришитым беличьим или лисьим воротником и такие шубы назывались «фраком».

Прежде девушки и молодые женщины украшали голову кокошниками, внизу которых на лице подвешиваясь понизка (бисерная сетка) на верху кокошника укреплялась братка (шелковое легкое небольшое покрывало), на груди носили борок (тесьма шириною в дюйм, вышитая бисером). Традиционной обувью русского крестьянства были лапти. В деревнях все носили лапти, плетенные из внутренней части коры лиственных деревьев. Полоски замоченной в специальном составе коры сплетали с покромками ткани. Для получения одной пары лаптей на небольшую женскую ножку нужно было погубить 3-4 молодые липки, а носились такие лапти от силы неделю. По другим источникам «полсотни лаптей, нельзя сносить в 4 или 5 лет», следовательно, одной пары хватало на месяц. Так одевались крестьянки самарских сел и деревень приблизительно в 40-50 годах 19 века.

Далее приводится рассказ учительницы Страховского земского училища Страховской волости Бузулукского уезда: «Крестьяне нашей местности шьют себе будничную одежду, как мужскую, так и женскую, преимущественно из своего материала: холста (льняного, посконного (пестряди), шерстяного и домашнего сукна, приготовляемого из овечьей шерсти, для верхнего платья; для праздников же наряды покупаются, например, ситцы на рукава, фартуки, сарафаны и рубахи, сукно и разные бумажные ткани для верхнего платья, как мужикам, так и женщинам. Женскую одежду составляют следующие предметы:

1) рукава, такая рубашка, у которой верхняя половина делается из ситца, а нижняя станина — из холста;
2) юбка, для которой приготовляется особый холст из овечьей шерсти, окрашенный в какую-нибудь яркую краску;
3) сарафан, не русский, что в талию, сохранившийся здесь лишь у некоторых старух и уже вышедший из употребления, а так называемый московский;
4) фартук или запон;
5) капризка, т. е. стеганая кофта, крытая сатином или нанбуком, для осени и весны;
6) шубка, крытая сукном или плисом и тулуп из домашних овчин — для зимы.

Мужская одежда состоит:

1) из рубахи;
2) портов;
3) шаровар;
4) поддевки или пиджака;
5) тулупа.

Женщины никаких особенных головных уборов здесь не носят, а просто повязывают голову ситцевым или шерстяным платком. Украшениями для женщин служат: кольца, серьги, бусы и ленты, заплетаемые девушками в косы. Из старинных покроев только и сохранились, что русские сарафаны. Самая употребительная обувь для мужчин и женщин в будни, особенно в рабочее время — лапти и к ним онучи зимой и портянки летом; в праздники же мужчины носят кожаные сапоги, а женщины ботинки и башмаки с чулками — это летом, а зимой как мужчины, так и женщины надевают ватные сапоги из шерсти. Влияние городского костюма на сельский здесь мало заметно и выражается оно лишь в том, что в последнее время женщины стали поверх рукавов, надевать с сарафанами кофты, так что получается нечто вроде платья — юбка с кофтой».

Об одежде крестьян села Павловки и деревни Кураповки Павловской волости Бузулукского уезда: «Павловка — село фабричное. В селе еженедельно бывает порядочный базар и существует более двух десятков лавок, в которых торговля идет ежедневно. Поэтому в селе постоянно живет много лиц городских сословий. Торговцев и даже интеллигенции, не говоря уже о большом числе чернорабочего люда, постоянно здесь живущего или приходящего и уходящего массами. Женщины и девушки из коренных жителей зачастую находятся в услужении у служащих на заводе, мельнице и у торговцев. Земледелием занимаются мало. Мужчины большей частью работают на сахарном заводе, мельнице, на железной дороге. Все вышеуказанные обстоятельства имели решительное влияние на одежду, которая здесь смахивает больше на одежду городских жителей — и даже на образ жизни коренного населения.

Как в Павловке, так и в Курановке не только не сохранилось остатков стариной русской одежды, но немногие женщины, и то разве пожилые, носят сарафаны. Пожилые мужчины редко носят рубахи из холста своего приготовления, разве только в рабочее время; обыкновенно же почти все носят рубахи из покупных фабричных материалов. Из молодых же людей, особенно в селе Павловка, никто не носит холщовых рубах. Общеупотребительный фасон рубахи — косоворотка. Порты тоже редко шьются из холста своего приготовления, большей частью на это употребляется покупной фабричный материал. Молодые же люди, работающие на заводе или мельнице, очень нередко носят брюки, материалом для которых служит, конечно, фабричное сукно и трико.

Верхняя одежда состоит из обыкновенной поддевки и из кафтана, которые шьются из сукна фабричного приготовления. Зимою носят обыкновенно полушубки и тулупы из овчин, большей частью получаемых из своих овец. Молодежь же почти вся без исключения носит пиджаки из разных фабричных тканей, а зимою иногда ваточные пальто — дипломаты из драпа, трико и пр. Обувь пожилых крестьян составляют лапти из обыкновенных липовых лык или сапоги, зимою — валенки из шерсти со своих овец. Молодежь же лаптей почти вовсе не носит. На голове носят шапки из своих овчин, большей же частью — покупные, вязанки и суконные картузы. Рубаха женщины шьется большей частью из холста своего приготовления с рукавами из ситца и т.п. фабричного материала.

Сарафаны шьются из ситца. Некоторые старушки, свидетельницы крепостного права, носят сарафаны из крашенины с рядом шарообразных металлических пуговиц от верха до самого низа. Большинство же женщин и девушек носит городские платья из ситца и т.п. Женщины зимою носят и мужские полушубки, и шубы, и шубы на меху, крытые сукном и пр. На голове носят ситцевые, шерстяные и шелковые платки и бумажные или шерстяные шали. Каких — либо особых головных уборов вовсе нет. Обувью немногих небогатых женщин служат лапти, большинство же женщин носит башмаки и ботинки; зимою — валенки. Непременной принадлежностью праздничного костюма женщин служит фартук, большей частью делаемый из специально для сего приготовляемого ситца.

Из украшений женщины носят бусы, на пальцах — кольца, перстни. Вышивание развито очень мало. Его можно рассматривать только как исключительно перешедшее от городских жителей. Узоры — из периодических изданий — «Нивы» и т.п. Два данных рассказа совершенно четко указывают на то, что несмотря на всю свою консервативность, русская деревня оказалась сильно подверженной городскому влиянию, и в традиционной крестьянской одежде за вторую половину 19 века произошли необратимые изменения. Во-первых, исчезает тот материал, из которого исконно изготовлялась народная одежда. Почти во всех селах домотканое полотно заменяется покупным фабричного изготовления материалом. И если нижняя крестьянская одежда мужская и женская, шьется из холста, который изготовляется домашним способом, то большею частью для праздничных одежд материал покупается.

Холст же, который прежде был так в ходу, уже выводится, т. к. крестьяне не сеют лен, а если некоторые крестьяне и ткут холст, то им приходится покупать весь материал для приготовления его, а потому в виду этого они и рассчитывают, что купить им полотно в лавке сходнее, чем приготовить своего собственного изделия холст». В некоторых публикациях встречаются утверждения, что «употребление самотканого холста у населения Самарской Луки считалось признаком бедности». «Иногда, впрочем, в зажиточных домах для этой одежды (порты) и для рубах приготовлялась домашним способом особая материя желтого или коричневого цвета с различными полосками и клетками. Материи домашнего производства ценятся выше фабричных по своей прочности, но и обходятся они довольно дорого, коме того, деньги на такие материи затрачиваются с осени, а самые материи получатся только весною, тогда как материи фабричного производства всегда под руками».

Таким образом, в исчезновении из обихода самотканого холста лежат причины экономического характера. Далее, традиционная обувь русского крестьянства — лапти — уступает место кожаной обуви. По свидетельствам, в некоторых селах «лапти совершенно изъяты из употребления». Там, где они еще сохранились, «очень редкие и самые бедные носят лапти», «лапти на ногах крестьян можно видеть только в рабочую пору, и то редко». Им на смену пришла обувь городских фасонов. «Обувь мужчин состоит из сапог у молодых людей с длинными голенищами, с буроками и высокими каблуками, у стариков с короткими голенищами без буроков и на низких каблуках. Молодые женщины и девицы носят больше всего ботинки с резинами и на высоких каблуках, более же пожилые — башмаки без резин и на низких каблуках; носят и калоши».

Для переходного периода характерно появление новых видов одежды. В мужском костюме очень заметно появление пиджаков, которые шьются из сукна или казинета. «Молодежь предпочитает сравнительно недавно появившиеся среди крестьян пиджаки и даже сюртуки. Пиджак делается на вате и на теплой подкладке, почему и сидит он всегда некрасиво и крайне мешковато. Сюртуки делаются более или менее длинные, наподобие бывших старо-купеческих и так как крестьяне носят их обыкновенно с довольно широкими нередко плисовыми шароварами, то они напоминают седло на спине коровы». К концу 19 века общерусским вариантом в женской одежде становится юбка с кофтой. Кофты шились, в основном, прямого покроя; короткая прямая кофта называлась раздуваном. Наряду с ними в гардеробе женщин и девушек появляются платья.

«Носят платья, называемые мисинерами. Эти платья довольно длинны и широки, перед их с прямыми полами. А зад с гладким лифом, прямые широкие рукава. Часто встречаются платья с широкими юбками, с оборками в нижней части, с прямыми в талию кофтами или с большими и малыми лифами и со сборками на заде. Появляются платья даже с кружевами. Да и вкус в выборе материи заметно изменился. Материи для своих одежд они (женщины) покупают более благородные, как — то: белого, розового и т.п. цветов. Раньше же преимущество отдавалось материям красного цвета. В зимней женской одежде появляются пальто, которые носят название бедуин. Они делаются широкие, запашные без талии, длинные и короткие, большей частью стеганые на вате».

Указанные изменения в традиционном русском костюме происходят под влиянием городской моды. Как указывают очевидцы, «все это произошло благодаря тому, что крестьяне более стали иметь отношение с городом, крестьянам часто приходится быть в отношениях с городскими жителями и торговыми людьми и перенимать от них новизну. Изменения в городском костюме начались в Петровскую эпоху. Но как ни мечтал Петр одним махом искоренить традиционную русскую одежду, переход к европейскому платью оказался делом длительным и сложным, особенно в консервативной деревне. Устойчивое желание сохранить традиционный стиль в одежде отражало приверженность массы населения России проверенному веками образу жизни». И хотя процесс «европеизации» костюма проходил в России достаточно медленно, он был необратим.

«Дольше всего сохранялась старая одежда среди простого народа, но иноземные влияния проникли и в его среду и образовали тот странный наряд, который носят теперь под названием русского: немецкая фуражка, косоворотка навыпуск, французский жилет, шаровары и высокие сапоги, ведущие свое происхождение от сапог немецких солдат». Что касается женской одежды, то «проникновение элементов европейской моды в традиционном русском костюме проявилось в крестьянской среде платьем — костюмом, именовавшемся немецким». Он состоял из юбки, кофты и головного платка. К 60-70 годам 18 века кофта с юбкой стали превращаться в обыденную одежду многих жительниц России. Иногда к ней носили поясной фартук, тоже заимствованный из Европы.

В Самарском Поволжье источником «европеизации» были, кроме городов, немецкие колонии. «На костюм влияние немецкое: картузы, сюртуки, пиджаки и соломенные шляпы: женщинами носятся платья в талию, юбки с кофтами и без оных, лишь на сорочку надеваемых. Фасоны в покрое платьев заимствуются от немцев, жителей соседних колоний. Под влиянием расположения вблизи названного селения немецких колоний одежда крестьян заменяется постепенно городской. По покрою одежда зимняя еще удерживает свой вид: тулупы, полушубки и т.д. Летний и осенний костюм вполне городской». Проводниками новых идей в мире моды всегда была молодежь. Именно ее желание идти в ногу со временем (а она очень чутко улавливает любые перемены в жизни общества) изменяет постепенно наш внешний облик.

Так было и в описываемый период. И, пожалуй, неверно ассоциировать старинный костюм только с бедностью, скорее прослеживается другая связь: традиционность свойственна людям пожилого возраста, тогда как все новое является принадлежностью молодости. «Простонародная одежда сохранилась в простом народе, и хотя она понесла ощутимые изменения, однако, все еще сохраняет наружность русской одежды. Нельзя не заметить, что очень многие между купеческим и мещанским сословием, даже между зажиточными простолюдинами, бросают уже свое народное платье. Что будет через сто лет!»

Похожие страницы:

1. История появления первых библиотек в Самаре
2. Особенности государевой службы
3. Занятия и промыслы Самарцев в 17 – 18 веках
4. Смутное время в Поволжье
5. История освоения реки Волги

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 449 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 394 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.