Появление женской гимназии в Самаре

Появление женской гимназии в Самаре

Потребность дать приличное образование своим дочерям издавна теплилась у жителей города Самары, но потребность эта возросла с открытием губернии, а между тем, до 1855 года, в Самаре не было ни одного, правильно организованного, училища для девушек, да и в названном году таковое училище открылось в виде частной женской школы г-жи Визенталь. С открытием губернского города в Самаре, об устройстве женского училища начали заботиться лица, составлявшие местную интеллигенцию. Очевидно, что для осуществления этой мысли прежде всего надлежало собрать капитал, на который можно было бы организовать училище, а также найти средства на его содержание. В первую очередь прибегли к устройству лотерей, литературно-музыкальных вечеров, домашних спектаклей, концертов. Кроме того: заезжих артистов, фокусников, фигляров обязывали давать в пользу проектируемого училища представления. Одним словом, пользовались всяким случаем увеличить необходимый капитал для устройства училища.

3 ноября 1858 года городское общество установило особый ежегодный сбор на устройство и содержание училища, что вместе со сделанной ассигновкой из городских доходов составило 1500 рублей. К этому из приказа общественного призрения предназначено было отпустить 700 рублей, и местное дворянство постановило собрать в пользу женского училища единовременно с каждых 1000 десятин владельческой земли по 4 рубля 25 копеек, что составило до 9000 рублей. Ввиду такого ежегодного дохода и единовременного пожертвования, к которому присоединились сборы от вышеназванных предприятий, город получил возможность ходатайствовать о разрешении открыть перворазрядное женское училище и купить дом для проектируемого училища за 10 000 рублей. 13 июня 1859 года управляющий Казанским учебным округом утвердил устав Самарского училища 1-го разряда, составленный на основании положения, Высочайше утвержденного 30 мая 1858-го, для женских училищ Министерства народного просвещения.

В силу этого устава в женском училище были только приходящие девочки и могли поступать в него не моложе 8 лет, умея читать и писать по-русски. Полный курс учения должен был продолжаться шесть лет. В нем назначено было преподавание предметов, обязательных для всех учениц и необязательных. К первым принадлежали: Закон Божий; русский язык; арифметика; история; краткие сведения из естественной истории; чистописание и рукоделие. Ко вторым относились: языки — французский и немецкий, рисование, музыка, пение и танцы. Плата за право учения обязательным предметам была 25 рублей в год. Необязательные предметы преподавались за особую плату, которая должна была устанавливаться по взаимному соглашению родителей ученицы с начальницей училища. Беднейшие воспитанницы по соглашению с начальницей училища, из тех сословий, которыми были назначены постоянные взносы на содержание училища, освобождались от платы за право учения и снабжались безденежно учебными пособиями.

На основании устава, женское училище 1-го разряда в Самаре открыто после торжественного молебствия, совершенного преосвященным Феофилом, 7 августа 1859 года. Начальницей училища поставлена девица Фланден, содержавшая частный девичий пансион в Самаре. В новооткрытое училище поступило 25 учениц, считая в том числе и девиц, учившихся в пансионе г-жи Фланден. В первый же затем год, т. е. в 1860/61 академический, в женском училище обучалось 45 учениц, а именно дочерей: дворян и чиновников 27, купцов и мещан 15, духовного звания 3. Вначале это училище шло довольно плохо. Возникали различные недоразумения между обществом и училищным начальством, выразившиеся даже в печатной полемике. Устав училища был не совсем ясен: он допускал произвол начальницы при установлении платы за обучение предметам необязательным, в которых между тем многие видели существенную необходимость. Учителей было мало, потому что средства училища были крайне скудны, так как отпускалось в действительности на его содержание всего 1750 рублей, а плата за учениц не составляла значительного подспорья, потому что число учениц то достигало 60-ти, то падало ниже 30-ти.

Наконец г-жа Фланден плату за обучение предметам необязательным возвысила до 105 рублей, т.е. до суммы, которые очень многие не могли вносить, что сильно влияло на уменьшение, числа учениц. К тому же, сильным поводом к недоразумениям и пререканиям между училищным начальством и обществом было содержание пансиона г-жею Фланден при училище. Разумеется, говорили, что пансионерки пользуются различными преимуществами, что на пансионерок обращается исключительное внимание училищного начальства. Результатом этих пререканий было то, что г-жа Фланден оставила должность начальницы училища в ноябре того же 1859 года и училище, по предписанию управляющего учебным округам, перешло под непосредственное наблюдение директора гимназии, причем было решено преподавать в училище и необязательные предметы, за десять рублей дополнительной платы в год с каждой ученицы. Хотя г-жа Фланден вновь, на короткое время, вступила в управление училищем, но с 1 августа 1860 года она окончательно его оставила и закрыла свой пансион в Самаре, переведя его в Симбирск, а место начальницы училища заняла г-жа Зинова.

С началом второго академического года существования училища, к нему было применено положение о женских училищах Министерства народного просвещения, Высочайше утвержденное 10 мая 1860 года; причем с 15 августа 1861 года в нем открыт третий класс и образован попечительный совет училища, первой почетной председательницей которого была Высочайше утвержденная в должности попечительницы училища супруга губернатора Эмилия Людовиковна Арцымович (16 февраля 1861-го), а также образован педагогический совет училища. В первое пятилетие своего существования училище расширило свою деятельность образованием приготовительного класса и переводом обучения рисованию из числа необязательных предметов в обязательные. В училище в этот период времени переменилось несколько директрис, и наконец, в 1863 году, назначена девица А. А. Глейниг, успев заслужить общее внимание и любовь просвещенной и полезной деятельностью. К концу первого пятилетия училище имело три класса и подготовительный.

Во всех обучалось 69 девиц, из них дочерей дворян и чиновников 32, духовного звания 6 и дочерей купцов и мещан 31. Из числа учениц старших классов обучалось: всем предметам 30 девиц, всем обязательным и французскому языку 6 девиц, и одним необязательным предметам 3 девицы. Учебно-воспитательная часть училища была вверена: начальнице, законоучителю, шести преподавателям и трем классным дамам. Для чтения воспитанниц была составлена фундаментальная библиотека, в которой к 15 августа 1863 года было 5 сочинений в 70 томах. Училище имело, независимо от собственного каменного, двухэтажного дома, на одной из лучших улиц города, билет комиссии погашения долгов на 2000 рублей. Доход у училища составлял 7102 рубля и расход 5111 рублей. Таким образом, училище До 1867/68 учебного года оставалось трехклассным, но с увеличением его материальных средств в названном году в нем было открыто 5 классов, а 1868/69 учебном году оно было преобразовано в 6-классное.

С этим преобразованием несколько изменились предметы преподавания, хотя они по-прежнему оставались подразделенными на обязательные и необязательные. К первым относились: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, география, начальные основания естественной истории и физики, рисование, чистописание и рукоделие; ко вторым — языки французский и немецкий. Должностных лиц при училище состояло, кроме педагогического и попечительного советов, — начальница училища, пять классных дам, две преподавательницы и десять преподавателей. Воспитанниц в 1869/70 учебном году было 125; из них дочерей дворян и чиновников 65, духовного звания 9, купцов и мещан 44 и иностранцев 7. В числе этих воспитанниц было православного исповедания 117, римско-католического 36 и лютеранского 5. Обучалось: всем предметам 57 девиц, собственно обязательным 37, всем обязательным и кроме того: французскому языку 21 и немецкому языку 10 девушек. В названном году окончило курс 5 воспитанниц, из которых одна получила серебряную медаль.

В том же году попечительный совет училища, имея в виду, с одной стороны, достаточность материальных средств училища, а с другой стороны, необходимость образования возможно большего числа систематически подготовленных домашних наставниц, исходатайствовал разрешение открыть при училище педагогический курс,  которые фактически были открыты с 15 августа 1869/70 учебного года и в том же академическом году выпустили четырех девиц с званием домашних учительниц. Материальные средства училища в названном году были достаточные: оно имело на приходе, с остатком от прошлого года, 17 333 рубля (в том числе отпущенные губернским земством 2500 рублей, городским обществом 4235 рублей, на устройство библиотеки педагогических курсов 300 рублей и с учениц, за право учения — 2454 рубля) и в расходе 9924 рубля. Кроме того, на приготовление бывших воспитанниц Старомайнской школы, Ставропольского уезда, ежегодно ассигновалось земством в распоряжение гимназии, по ходатайству генерал-майора Половцева 500 рублей.

В последнее пятилетие училищу пришлось пережить много тревог и побороть различные затруднения. Известно, что 24 мая 1870 года Высочайше утверждено новое положение о женских гимназиях и про гимназиях, на основании которого предстояло преобразоваться и Самарскому женскому училищу 1-го разряда. В силу нового устава, управление женским училищем разделилось между попечительным советом, на который легла вся хозяйственная часть заведения и куда должны войти члены от городского общества, и педагогическим советом, который состоял под председательством директора местной мужской гимназии, заведовал учебной частью заведения. При этом училище было преобразовано из шести в семиклассное. Вследствие такого изменения устава женского училища, Самарское губернское земское собрание, в заседании 30 сентября 1869 года и 17 сентября 1870 года, отказалось от ассигнования в пользу женского училища 3000 рублей, мотивировав свой отказ тем, что согласно постановления губернского земского собрания 1868 года, в составе училищного совета должен был заседать член от земства, между тем по новому уставу член этот не имел места в совете, следовательно, земство, давая деньги на училище, не имеет участия в его делах.

В то же время и городское общество, в заседании 11 октября 1871 года, отказалось от выбора членов в попечительный совет училища, преобразованного в женскую гимназию, и от ассигнования суммы, доселе отпускавшейся городом на содержание училища. Отказ этот сделан на том основании, что вновь образованная женская гимназия, как в отношении прав и обязанностей попечительного совета, так и относительно размера учебного курса, представляет значительную разницу с женским училищем, доселе существовавшим, причем попечительный совет лишен следующих существенных прав: выбора учителей и учительниц; наблюдения за умственным и нравственным развитием учащихся; наконец, курс учения из шестилетнего сделан семилетним. На этом основании Городская дума постановила ходатайствовать пред Министерством народного просвещения об оставлении училища на прежнем уставе, так как устав 1870 года относится до женских училищ вновь образуемых, а не до образованных уже, о которых в распоряжении правительства не упоминается.

При этом Дума заявила, что в случае оставления училищу его старого устава Дума будет помогать и дальше. Это постановление Думы было опротестовано губернским по городским делам присутствием, на том основании, что в силу статьи 139 Городового положения, Дума не вправе прекращать отпуска денег, в течение известного периода времени. Но Дума в заседании 10 ноября пришла к заключению, что при первоначальном решении этого вопроса она имела уже в виду указываемую ей ныне статью положения, но нашла, что таковая к настоящему случаю не применима, так как до настоящего времени ею отпускались деньги — не на женскую гимназию, а на женское училище 1-го разряда, имевшее другой устав. Поэтому Дума постановила: на основании статьи 153 Городового положения обжаловать в Правительствующий Сенат. Таким образом, субсидия, получаемая женской гимназией от города, за ней сохранилась, но помощи земства гимназия лишилась и тем была поставлена в крайне затруднительное положение, вынуждавшее ее в каждое из следовавших за этим событием лет, обращаться к земству с новою просьбою о пособии.

Но до 1874 года эти просьбы оставались без удовлетворения, а в названном году в заседании 1 октября губернское земское собрание постановило отпустить Самарской женской гимназии 1500 рублей, которые и внесли в смету 1875 года. В расходе у гимназии в 1875 году было 13653 рублей 50 копеек. После этого за право учения в гимназии, собственно обязательным предметам, вносилось 25 рублей и необязательным (к которым принадлежат французский и немецкий, музыка, танцы и рисование — за которое, впрочем, особой платы не полагается) вносилось 8 рублей в год. В 1874/75 учебном году в женской гимназии было 152 ученицы, из которых освобождено от платы за право учения, по недостаточности родителей или родственников, 62 воспитанницы. Со времени открытия гимназии окончило курс 57 девиц и из них 12 получили звание домашних наставниц и 12 — звание домашних учительниц.

Похожие страницы:

1. Самарская земская школа для образования сельских учительниц
2. Самарское уездное училище
3. Появление гимназии в Самаре
4. Краткая история приходских училищ Самары
5. Николаевский сиротский дом

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 623 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 577 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 512 13 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.