Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточников, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе.
Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать.
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.
Веселость человека — это выдающаяся черта человека.
Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.
Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек.
Юмор есть остроумие глубокого чувства.
Жизнь скучна без нравственной цели; не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие.
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.
Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?
Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.
Общественных гражданских идеалов, не связанных органически с идеалами нравственными, не существовало никогда, да и не может существовать!
Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?
Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.
Лгут только одни негодяи.
Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно. Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным.
Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.
Порядочный тон заключается в искренности и честности.
У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.
Честный человек с тем и живет, чтоб иметь врагов.
Полезной оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата.
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество.
Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.
Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов.
Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.
Не ум главное, а то, что направляет его, это натура, сердце, благородные свойства, развитие.
Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.
Чтобы умно поступать, одного ума — мало.
Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.
Сознание своего совершенного бессилия принести хоть какую-нибудь пользу человечеству, при убеждении в страдании человечества, может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему.
Фантазия есть природная сила в человеке Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или, обратно, — дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно)…
Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой.
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.
Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.
Похвала всегда целомудренна.
Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.
Религия есть только формула нравственности.
Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы не произошло.
Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет.
Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
Есть минуты, когда люди любят преступление.
Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство; подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.
Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя.
Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие — жестокость.
Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем вздыхает.
Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка.
Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделиться в человека.
Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное.
Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.
Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.
Я решительно не знаю, для чего жизнь так коротка. Чтоб не наскучить, конечно, ибо жизнь есть тоже художественное произведение самого творца в окончательной и безукоризненной форме пушкинского стихотворения. Краткость есть первое условие художественности. Но если кому не скучно, тем бы и дать пожить подольше.
Высшее счастье обязывает душу.
Нет счастья в бездействии.
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив.
Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.
Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.
Сила не нуждается в ругательствах.
Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.
Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.
Без великодушных идей человечество жить не может.
Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.
Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу.
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Вино «скотинит» и «зверит» человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.
Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.
Если ты направился к цели и станешь дорогой останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.
На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть Собой.
В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, и не принять этого спасения.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Можно ли любить всех, всех людей… Конечно, нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Нельзя любить то, чего не знаешь!
Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.
Чтобы любить в простоте, надо знать, как проявить любовь.
Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.
Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.
Человек, который не был ребенком, будет плохим гражданином.