Похвистневский район граничит на востоке с Бугурусланским районом Оренбургской области, с юга и запада — Кинель-Черкасским, с северо-запада — Исаклинским, с севера — Клявлинским районом Самарской области. Для заселения Заволжья Петр I издал указ, по которому помещики, получая новые земли в Заволжье, должны были переводить на эти земли и своих крепостных крестьян из центральных губерний страны. По приказу Петра I казанский и астраханский воевода П. Апраксин заключил соглашение с калмыцким ханом Аюком, по которому калмыки вступили в подданство России и получили право кочевать в степях левобережья Волги. Башкиры также получили от царя грамоту, разрешающую им пользоваться землей, «как пользовались их отцы и деды по старинным ясашным книгам».
Татары, башкиры и калмыки, принявшие христианство, освобождались от налогов и пользовались некоторыми льготами. Мурзы и ханы принимали христианство для того, чтобы правительство не отнимало их земель. Правительство стало переселять новокрещенных в православные населенные пункты. Тех, кто не соглашался, переселяли насильно. Многих же заставляла соглашаться на переселение беспросветная нужда от малоземелья и безземелья. От малоземелья страдали все народы: русские, и мордва, и чуваши. Например, в руках крестьян-чуваш в чувашском крае, была только половина земли, остальной владели помещики, удельные князья, попы, кулаки.
Все это и заставляло многих чувашей идти, в поисках лучшей доли, на казенные и никем не занятые земли Среднего Поволжья. Правительством были предприняты меры насильственного крещения чувашей, мордвы, черемисов. По принятии православия они получали право переселяться в другие края и покупать у башкирских ханов землю для общинного пользования. Вместе с переселенцами в Заволжье оседало также немало и беглых крестьян. Острый недостаток рабочих рук для освоения татарских и башкирских земель вынуждал чиновников, под разными предлогами, не выполнять указаний правительства о беглых крестьянах и других. Неплюеву, главе экспедиции, например, удалось добиться согласия сената, чтобы беглые крестьяне, оказавшись в селениях Самарской укрепленной линии, оставались в крепостях, а их владельцам — помещикам выдавали за них рекрутские квитанции.
Беглых крестьян зачисляли в разряд «не помнящих родства» или «преступников, отбывших срок наказания». Первыми поселенцами нынешней территории Похвистневского района были чуваши, татары, мордва, а затем и русские. Возникли чувашские деревни Питтепель (Ганькино), Рзияль (Рысайкино), татарские — Кутлугуш (Похвиснево), Али аул (Алькино), Мансуркино. Затем появилась русско-мордовская слобода Аманак, русская слобода Савруха, деревни Алешкино, Стюхино, Султангулово, Малое, Среднее и Нижнее Аверкино, Большое Ибряйкино, Рожественское, Ибряйкино, Скородумовка, Чекалинка, Архангельское (Ключи), Большой Толкай, Eгa, Малый Толкай, Исаково, Кротково.
По записям старожила Тихонова, на землю нынешнего Старо-Ганькина между Большим Кинелем и Соком в 1710 году впервые прибыли беглые чуваши, которые долго скрывались в лесах, занимались звероловством и сбором хмеля. Владельцами этой земли были башкиры ханы Шарипов, Муртаза Арзаев и Кедргулла Бахметов. Сначала здесь поселились всего 3 семьи: Канек, Питтепа и Эрхилл из Корсунского уезда Казанской губернии. Затем поселились Сикмет, Роман, Мукяк, Ипарий, Богдан, Чашунь, Яргунька, Якушка, Тихон, Саюк, Кармай, Шестирек, Валис, Салапай Ильинке, Савчук. В те времена деревня Ганькино была расположена в лесу, на поляне, в болотистой местности — у истока реки Толкаши.
В деревне насчитывалось 20 дворов. Купчая на землю подписана именем Канек. Отсюда и пошло название Канек (Ганькино). На нем настаивал сам Канек. Питтепа же хотел, чтобы деревня была названа его именем — Питтепель. Поэтому за деревней до недавнего времени сохранялось два названия — Старо-Ганькино и Питтепель. Прибыв в 1710 году в Ганькино, чуваши сначала арендовали землю на 12 лет. По истечении этого срока они продлили аренду еще на 25 лет. В 1747 году они купили землю с торгов. Торги происходили прямо в селе Ганькино. К 1 января 1801 года в Ганькино числилось ревизских душ крестьян мужского пола 528, во владении селения имелось земли 4814 десятин разного качества— удобной и неудобной. За пользование надельной землей с крестьян взимались подати в размере 2042 руб.
В 1887/88 году в Старо-Ганькине была открыта школа. Первым учителем был Дмитрий Петрович Миронов. Школа находилась на частной квартире. За учебу платили с каждого ученика по 25 копеек или же по 1 пуду зерна или муки. В 1895 году из Самарского миссионерского общества было получено на строительство школьного здания и на содержание двух учителей 250 рублей. На 1 января 1896 года в школе учились 61 мальчик и 1 девочка. Очень отсталым экономически по сравнению с другими селами было Старо-Ганькино. В 70—80-е годы прошлого века там всего три избы топились по-белому, остальные же были курными. На все село была одна керосиновая лампа, и та без стекла, остальные дома освещались лучинами. Даже в 1906 году в селе было всего 3 железных плуга, остальные крестьяне обрабатывали землю сохой. В эти же годы приезжий купец Карпов построил в селе паровую мельницу.
То место, где расположена деревня Старое Похвиснево, земля принадлежала татарину Кутлугушу, поэтому деревня называлась Кутлугушево. По прибытии помещика Похвиснева со своими крепостными крестьянами, татары были вытеснены из деревни Кутлугушева в Али аул, а деревня была переименована в Никольское. В деревне на тот момент было 7 дворов крепостных крестьян. Затем по имени нового владельца Никольское было переименовано в Похвиснево. После столыпинской реформы, когда из Похвиснева выделилось Ново-Похвиснево (Ново-Никольское), старая деревня стала называться Старо-Похвиснево. В Старо-Похвисневе школа грамоты была открыта в 1896 году. В Ново-Никольском (Ново-Похвисневе) земская школа была открыта в 1911 году.
По рассказам старожилов Рысайкино было основано в 1713 году. Его основал чувашский крестьянин Рзи (Рысай) Ляков, бежавший в период насильного крещения чувашей из села Большой Аксу, Корсунского уезда. Его именем и была названа деревня Рзи Яль (Рысайкино). По рассказам старожилов Рзи (Рысай) Ляков прибыл на землю нынешнего Рысайкина в середине сэреня, языческой пасхи, которую празднуют во второй половине апреля. Рзи Ляков прибыл в эти места с тремя сыновьями— Ишпулаком, Рспаем и Рскалом. Ишпулак занимался торговлей. Рзи купил за 40 рублей половину земли у татарина Али Кутлугуша, отделившегося от своего старшего брата, бабая Кутлугуша, и начал вербовать желающих переселиться сюда.
Первыми жителями Рзи Яла (Рысайкина) были, кроме Рзи Лякова с сыновьями, Васютка, Янюк, Кияк, Кидерметь, Шеменей, Гужай, Маняк. В селе было тогда всего 10 дворов. Рядом находилось татарское село, основанное Али Кутлугушем, Али аул (Алькино). Оно состояло из 9 дворов. Первоначально Рзи и Али не делили землю, а пользовались вместе. Чуваши деревни Рысайкино первоначально занимались охотой, звероловством и сбором даров леса, затем, в начале 40-х годов XVIII века, стали, по примеру русских, заниматься земледелием. Землю обрабатывали самым примитивным инвентарем — деревянным сабаном, сохой, деревянной бороной, сеяли вручную из лукошка, убирали хлеба серпом и косой, молотили цепами. Урожаи были очень низкие. С гектара собирали: ржи 5—6 центнеров, ячменя и проса 4—5 центнеров.
Население часто страдало от неурожаев. Так, голодными были 1872, 1891, 1901, 1906, 1907, 1911 годы. В 1891 году многие крестьяне умерли от голода. К голоду прибавилась эпидемия холеры. В Рысайкине одного больного холерой крестьянина по имени Ензай, боясь заразы, похоронили живым. За отсутствием медицинской помощи население само пыталось защищаться от холеры посредством огня. Оно пропустило через пламя костра в одном из оврагов вблизи Рысайкина людей и домашних животных. В конце сентября 1895 года из Самарского миссионерского общества было получено на постройку в Рысайкине школьного здания 250 рублей и на содержание школы 125 рублей в год. На 1 января 1896 года в школе обучались 30 мальчиков и 7 девочек. Школа именовалась Рысайкинская одноклассная церковная школа. Первым учителем был Тихон Гаврилович Краснов.
Село Стюхино возникло примерно в 1731 —1743 годах. Некоторые переселенцы-чуваши перебрались из деревни Стюхино Симбирского уезда, сохранив название своей бывшей деревни, а часть чувашей прибыла из Верхней Туармы. Одновременно со стюхинскими чувашами прибыли чуваши в Султангулово и мордва в Алексеевку (Алешкино). Чуваши перебирались из Нижнегородской, Казанской, Симбирской губернии, мордва из Корсунского уезда, Симбирской губерний. Прибывшие покупали землю у башкирских ханов из деревни Султангулово по 31 копейке за десятину. Купчую на землю подписывали от мордвы из Алешкина Алексей Назаров и Степан Иванов, от чувашей из Султангулово — Афанасий Эндреке (Андрикеев), Савелий Федоров, от стюхинцев — Хурай Залухин и Кузьма Григорьев, от владельцев земли — Кедргулла Бахметов со своей семьей.
Подписывались по-русски, по-арабски, а неграмотные ставили отпечатки пальцев. Переселение было трудным. Долгие годы переселенцы жили в землянках, страдая от недостатка скота и сельскохозяйственного инвентаря. В Султангулове поселилось сначала 11 дворов. Первыми прибыли сюда Афанасий Эндреке (Андрикеев), Туйзар, Микитка, Вастирек, Сипек, Петерке, Иштерек. Деревня Алешкино первоначально называлась Алексеевкой. Сюда прибыли новокрещенная мордва из Симбирской губернии — Алексей Назаров и Степан Иванов, из деревни Атяшкиной Корсунского уезда прибыл Николай Максимов, сын Алешкина с товарищами. В Стюхине при церкви, существовало училище с 1862 по 1864 год. В нем обучалось грамоте 3 человека на квартире попа. Церковноприходская школа была открыта в 1885 году. Первая учительница была из Бугуруслана, Мария Ивановна Иванова.
Первым учителем из чувашей был Яков Семенович Казаков. В первом году обучения один учащийся приходился на 133 жителя села, всего училось 7 человек, а сама школа находилась в церковной сторожке. К 1 января 1896 года в школе учились уже 48 мальчиков и 6 девочек. В 1901 году школа была реорганизована в двухклассную школу. В Султангулове школа открылась в 1894 году на частной квартире Никифора Семеновича Захарова, одного из богачей деревни. Родители учеников платили Захарову за учение детей и помещение. В 1895 году из Самарского миссионерского общества получено на постройку школы в Султангулове 250 рублей. За строительство школы взялся Яков Семенович Захаров. По окончании строительства школы он же стал и учителем. На 1 января 1896 года в школе училось 38 мальчиков и 6 девочек.
Слобода Аманак возникла в 1731 году на правом берегу реки Аманак, ниже устья реки Мурава. Здесь были поселены правительством крестьяне из центральных губерний: вольноотпущенные крепостные, казенные, беглые и отбывшие сроки наказания за преступления, а также ландмилицовцы из полка народного ополчения, так как слобода Аманак строилась в качестве крепости от набегов калмыков и башкир. Первоначально в слободе было 75 дворов. Ее жители не были крепостными. Земли и леса в слободе принадлежали общинам. В первые годы существования слободы в ее окрестностях происходили частые перестрелки между башкирами и народными ополченцами.
По рассказам старожилов, Аверкино, Ибряйкино, Чекалинка и Скородумовка, расположенные в южной части нынешнего Похвистневского района, заселились задолго до восстания Емельяна Пугачева, то есть более 200 лет назад. Ходоками и покупателями земли для общинного пользования у башкирских ханов были новокрещенные чуваши из Ядринского уезда Ендурай Исмекеев и Иван Степанов. Они выбрали землю между реками Большой Кинель и Большой Толкай — 16,5 версты, от устья речки Гамялги до устья реки Ерыкло (по левому берегу Б. Кинеля) — 18,8 верст, по реке Большой Толкай— 16 верст и, уплатив за нее башкирам 80 рублей, получили грамоту, в которой говорилось, что отныне эта земля с лесным массивом, пятью лесными колками и озерами переходит к новокрещенным чувашам.
Продажа и покупка земли была оформлена в башкирской деревне Ибриево в октябре 1753 года. Измерение площади земли производили на глаз. В 1754 году на купленную землю прибыли чуваши из Нижегородской и Казанской губерний. Из Ядринского уезда прибыло 43 человека, из Цивильского — 52, из Свияжского — 39, из Чебоксарского— 40. Женщины наделами земли не пользовались. Прибыв на новое поселение, чуваши разделили купленную землю на 2 участка по Суходолу от Большого Кинеля на юг через леса, по безымянной речушке до реки Большой Толкай. После разметки ориентировочной грани между участками был брошен жребий. Его тянули Аерка Фединкин и Ибряй Избеков. Земля к западу от Суходола досталась Аерке Фединкину, а к востоку от Суходола — Ибряю Избекову.
Новые поселенцы в свою очередь разделили эти наделы на участки, каждый из которых и стал деревней. Землю, доставшуюся Аерке Фединкину, разделили на 4 части, и в каждой из них возникли деревни: Чекалинка, Малая Аерка, Средняя Аерка и Нижняя Аерка. Земля же, доставшаяся Ибряю Избекову, легла в основу деревень Большое Ибряйкино, Рождествено, Ибряйкино и Скородумовка. Деревня Чекалинка находилась близ речки Чекала на поляне, в стороне от болот, в густом кольце лесов. Первыми в Чекалинке поселились 4 двора. Позже сюда переселились еще несколько дворов из Малой Аерки. Малая Аерка тоже начинала свое существование с 4 дворов. Деревня Средняя Аерка состояла уже из 21 двора. Нижняя Аерка из 17 дворов. Название 3 последних деревень связано с тем, что у их основателя Аерки Фединкина было 3 сына, поселившихся в трех деревнях и сохранивших в названиях имя своего отца.
Со временем имя это было изменено на христианский манер: Аерка стал Аверкием, или Аверьяном. Деревни же стали называться Малым, Средним и Нижним Аверкином. На восточной половине участка, доставшегося по жребию Ибряю Избекову, возникло 4 деревни: Большое Ибряйкино, состоявшее из 20 дворов, Рождественно — из 18, Ибряйкино — из 14, Скородумовка — из 5 дворов. После постройки церкви в 1770—1774 годах в Рождественне, последнее слилось с Большим Ибряйкином с сохранением названия Большое Ибряйкино. В середине XIX века и после реформы 1861 года в Ибряйкино были приняты вольноотпущенные крепостные и освобожденные крестьяне в количестве 6 семей, по национальности русские — Александровы, Алексеевы, Андреевы, Конновы, Яковлевы.
Эти семьи поселились особняком на полтора километра севернее деревни Ибряйкино. Русские назвали свой поселок Малым Ибряйкином. Чуваши же назвали его Сене Ял (новая деревня). Впоследствии, когда Ибряйкино слилось с Малым Ибряйкином, за объединенным селением закрепилось название Сене Ял — Мало-Ибряйкино. Основным занятием чувашей было земледелие. Система землепользования была подсечная, залежная. Трехпольная система в тот период еще не существовала. Колеса к телегам и повозкам в те времена были без спиц, сплошные толстые чурбаки (ступицы), насаживаемые на ось. На таких колесах ездили на базар в Яик (Уральск), Илецк, Оренбург. Туда возили продавать овес, полбу, рожь (пшеницу тогда еще не сеяли). Оттуда привозили рыбу, соль и другие товары.
Охотились с помощью силков из конского волоса, танад (сетей) для лова зайцев, ловушек для волков. Землепользование было общинное, по казне платили ясак (подати) по 3 рубля с мужской души. Дополнительно уплачивали за пользование лесом. Разорившиеся и неимущие крестьяне также платили ясак. Чуваши из Аверкина, Чекалинки и Скородумовки в большинстве переселенцы Ядринского, Цивильского, Чебоксарского уездов Нижегородской губернии, сохранили особенности коренного (верховьего) чувашского наречия, чувашского литературного языка. В говоре же чувашей Рысайкина, Старо-Ганькино и частично Стюхино, прибывших из Казанской губернии, содержится много татарских слов. В Средне-Аверкине школа была открыта в 1891 году на частной квартире у Василия Филипповича Заярина, где в первом классе училось 14 человек разного возраста.
В Нижне-Аверкине школа открыта в 1892 году. Учителем работал Никифор Федорович Егункин. В деревне Мало-Ибряйкино школа была открыта в 1896 году. Первым учителем был Ф. С. Семенов. В деревне Чекалинке церковная школа была открыта в 1899—1900 учебном году на частной квартире. В деревни Eгa, Большой и Малый Толкай, Ключи (Архангельское) новокрещенная мордва прибыла из Симбирской губернии, в основном из деревень Корсунского, Пензенского и Симбирского уездов. Прибывшие купили землю у башкир и татар из деревни Калеево. Купчую оформили в деревне Калеево 29 марта 1755 года. Представителем продающих был Муслим Альменеев, в христианстве — Иван Дмитриев. За всю эту землю вместе с лесами было уплачено пятьдесят рублей серебром.
В большом Толкае был 41 двор, в Малом Толкае 45 дворов. Название деревни Eгa пошло от имени одного из первых жителей, а дворов в Еге было 16. Основными занятиями мордвы были земледелие и охота. В селе Большой Толкай школа появилась в 1891 году, которая была преобразована в церковноприходскую школу в 1895 году. В селе Малом Толкае было две школы: церковноприходская, открытая в 1891 году, и земско-общественная. В селе Архангельском (ныне Красные Ключи) школа появилась только в 1894 году. А вот Мансуркино — одна из первых деревень, заселенных беглыми крестьянами. Первым сюда прибыл татарин Мансур из Казанской губернии. Позднее всех поселилась в Мансуркино мордва из села Могиловки, Саранского уезда.
Так как все переселенцы были беглыми, им приходилось скрываться от преследования властей. Поэтому на первых порах они ютились в башкирских станах, в землянках, где до того скрывались отряды Степана Разина. Основным занятием пришлых людей был сбор орехов, которые и составляли их почти единственное питание. Орехов в окрестностях было много. Охотились также на зайцев, лисиц и волков. Со временем из Мансуркино выделилась новая деревня — Ново-Мансуркино. Из старой деревушки ушли те, кто не желал следовать обычаям и обрядам христианской религии. Когда в Ново-Мансуркино жили вместе чуваши, татары и мордва, деревня называлась Салмоедовкой. Деревни Старо-Мансуркино и Ново-Мансуркино были расположены в лесу на поляне.
В 18 веке Екатерина II начала раздавать помещикам огромное количество крепостных крестьян и свыше 100 тысяч десятин земли и лесов по рекам Боровке, Кинелю, Кутулуку. Помещики, получившие здесь землю, переселяли на них своих крепостных из центральных губерний. На территории нынешнего Похвистневского района землю получили граф Блудов, дворяне Сипайлов, Куроедов, Похвиснев и другие. Так возникли крепостные деревни и села Вознесенское (Петровка), Кинельская, Кротково, Исаково, (Никольское), Подколки, Похвиснево и другие. Вознесенское была крепостной деревней, которая возникла на земле помещика Куроедова и на отнятой им у чувашей земле, принадлежавшей крестьянам деревни Малой Аверкинской.
Там поселился с частью крепостных из деревни Куроедово, сын помещика, Петр. Ему принадлежали также земли в Куроедове и Лазовке. По имени Петра Куроедова Вознесенское, было впоследствии переименовано в Петровку. Неподалеку от нее, после реформы 1861 года, образовалась вторая Петровка. Кинельская так же возникла как крепостная деревня. Помещик Сипайлов перевел сюда крепостных из центральной губернии. В Кинельской у него было около 1000 десятин земли. В то время в деревне было 4 двора. Крепостных крестьян называли барскими. Даже родник считался барским, и мужики не имели права брать воду из этого родника без разрешения барина. После реформы 1861 года Сипайлов оставил себе самые лучшие участки земли вокруг деревни Кинельской и по долине реки Малого Кинеля.
Крестьяне же получили наихудшие гористые места, не более 100 десятин, притом к ним нужно было проходить через землю самого Сипайлова. За пользование прежним наделом, за выгон и водопой крестьяне должны были платить Сипайлову деньгами или отработкой. Сын Сипайлова Борис стал после Сергея Куроедова земским начальником над тремя волостями — Архангельской, Мало-Толкайской (Полудневской) и Пилюгинской — и судил крестьян в этих волостях. Так продолжалось до самой Октябрьской революции 1917 года. Земля, на которой было основано село Николаевское (Исаково), была куплена у башкирских мурз помещицей Екатериной Ермолаевой. Ермолаева сначала купила небольшой надел, поселив на нем купленных в разных губерниях крестьян.
Возбудив через графа Шереметьева ходатайство о расширении границ своей земли, Ермолаева затем вытеснила из Исакова всех татар и башкир, а их землю взяла себе. В начале второй половины 18 века в селе Исаково насчитывалось 19 дворов. В последствии эта земля перешла графу Блудову, а от него его зятю, который продал исаковские земли купцу Шувалову, после чего исаковские крестьяне стали арендовать землю у Шувалова. На конец 19 века в селе Исаково насчитывалось 120 дворов. Село Кротково было основано на земле башкирской деревни Асеево (Исекей), принадлежавшей башкирскому тархану Асейке Ахметову. По указу Екатерины II земля Ахметова была передана помещику Кроткову. В его же владение были переданы государственные крестьяне из центральных губерний и переселены в Исекей.
Исекей была переименована в Кротково. На тот момент в деревне насчитывалось 17 дворов. В деревне имелись крепостная суконная фабрика и винный завод. Помещик Н. Н. Кротков свое поместье, землю с лесами и крепостными крестьянами отдал в приданое своей дочери, вышедшей замуж за князя В. Н. Львова. Село Сосновка (Покровское) возникло в начале 70-х годов 18 века. По указу Екатерины II из села Сосновки Симбирской губернии, были переселены 12 семей, именовавшиеся пахотными солдатами. Во время генерального землеустройства в 40-х годах 19 века у сосновских крестьян были отобраны большие лесные массивы и переданы в казну и помещикам. Вскоре после изъятия лесов у сосновских крестьян отобрали также большую часть общинной земли и передали помещикам Тулузакову и Мордвинцеву.
Деревня Михайловка (Тергала) была основана в конце 18 века помещиком Дмитриевым. Он собирал у себя беглых крестьян и использовал их труд. Когда их собралось достаточное количество, он обратился к Екатерине II с просьбой закрепить этих крестьян за ним. Просьба помещика была удовлетворена и крестьяне стали крепостными. Свою землю Дмитриев продает купцу Сурошникову, а тот в свою очередь продает ее через банк михайловским (тергалинским) крестьянам. Так образовалась деревня Тергала (Михайловка). Станция Похвистнево, расположенная в 159 километрах к востоку от Самары, возникла в 80-х годах 19 века в связи с постройкой железной дороги Самара-Уфа. Движение по железной дороге было открыто в 1888 году.
В 1898 году на станции Похвистнево была открыта начальная школа, которая занимала одну комнату казенного дома. Первой учительницей была Мария Григорьевна Бутома. В первый год обучения в школе было 12 учеников. В начале 1900 года, на южной стороне станции, появляются индивидуальные постройки. К 1908 году образовался небольшой поселок рабочих и служащих железной дороги с населением в 160—170 человек. Ныне этот бывший поселок называется Рабочей улицей города Похвистнево. В 1907/08 учебном году на станции Похвистнево в школе обучалось 27 учеников. В 1913—1914 годах были построены новое каменное здание под железнодорожную школу, где обучались 41 мальчик и 12 девочек. На тот момент вокруг станции насчитывалось 29 домов с 233 жителями.
Похожие страницы:
1. История села Новодевичье Самарской области
2. История села Кошки
3. Губернаторы Самарской губернии
Здравствуйте ! Мы потеряли связь с родственниками из Ново-Мансуркино и ничего о них не знаем , письма писали , но видно в наше время такая связь устарела .15 лет назад в 1999 году я заезжала к ним на один вечер , так как я ехала со знакомыми в другой город. с тех пор ничего о них не знаю , в селе живут моя двоюродная сестра Фаткуллина Розалия , она проживала там по адресу ул. Кольцевая 32 , ее отец жил там же только в другом доме Фахрутдинов Музагит , его первая жена моя родная тетя , она погибла когда они уехали из Казахстана и переехали в Ново-Мансуркино , ее звали Асия апа , у нее еще были дочь Римма и сын Наиль , очень хочется с ними связаться , помогите , если можете , вы ведь в селе все друг друга знаете , может быть кто — нибудь им передаст ,что их ищут , хочется о них узнать и рассказать о наших изменениях , пожалуйста передайте , что их ищет Нурия Мансуровна Хакимзянова , мой телефон домашний 2-55-86 в г.Сарани Карагандинской области , если с кодом надо звонить 8-72137-2-55-86 , но может быть от вас надо звонить по другому , тогда пусть напишут на электронную почту в компьютере по адресам nur1959@gmail.com или natashasaran@mail.ru , если поможете огромный поклон тому человеку и здоровья — это в жизни самое главное , заранее огромное спасибо !!!