Значение крылатых выражений — Аника-воин, Аннибалова клятва, Антей, Аполлон, Аппетит приходит во время еды, Арабские сказки

«Аника-воин«

В одном из произведений русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике-воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив «чудо чудное, диво дивное» — Смерть, испугался и был побежден ею. Источник этого стиха — пришедшая к нам с Запада не ранее XVI века повесть «Прение живота со смертью». Имя воина «Аника» взято из византийской повести о герое Дигенисе, прозванном anikitos — непобедимый; этот эпитет был понят как собственное имя. Об Анике-воине сохранилось много народных сказаний и песен.
Примеры из литературы:
Сражение его со смертью изображалось на лубочных картинках, текст которых представлял сокращенную редакцию «Повести» (Д. Ровинский, Русск. народные картинки, т. IV. СПБ. 1881, с. 553—558).
Сказание об Анике-воине послужило сюжетом для интермедии, которая в 60-х годах 19 века разыгрывалась фабричными рабочими Владимирской губернии («Русский архив», 1864, с. 75—79). Имя «Аника-воин» получило нопулярность и стало синонимом задиры, хвастающегося силой, но терпящего поражение.

«Аннибалова клятва«

По словам Полибия (ок. 201—120 до н.э.) и других древних историков, карфагенский полководец Аннибал (или Ганнибал 247—183 до н.э.) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, который превратил Карфаген в свою колонию. И клятву свою Аннибал сдержал. Переносно выражение «Аннибалова клятва» означает твердую решимость бороться с кем или чем-либо до конца.
Примеры из литературы:
Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва (И. С. Тургенев, «Литературные и житейские воспоминания. Вместо вступления»).
Они (студенты, отданные в солдаты) увидят, каково на деле положение простого народа, они изболеются за те надругательства и насилия, которых ежедневными свидетелями заставят их быть, и поймут, что те несправедливости и придирки, от которых страдают студенты, это — капля в море народного угнетения. Кто поймет это, тот выйдет из военной службы с Аннибаловой клятвой борьбы вместе с передовым классом народа за освобождение народа от деспотизма (В. И. Ленин, «Отдача в солдаты 183-х студентов», Соч., т. 4, с, 391).

«Антей«

В греческой мифологии Антей — гигант, сын Посейдона (бога морей) и Геи (богини земли). В единоборстве он побеждал всех своих противников, так как черпал новые силы, прикасаясь к земле — своей матери. Погиб он в борьбе с Гераклом (Геркулесом), который поднял его на воздух, лишив возможности прикоснуться к земле, и задушил его. Миф этот передан греческим писателем Аполлодором (II в. до н.э.) в «Библиотеке» (2, 5, 11). Образом Антея пользуются, говоря о силе, которой человек обладает, когда он связан с родной землей, родным народом.
Примеры из литературы:
Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии, Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства (И. В. Сталин, «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников», 1954, с. 37).
Непростительно и опасно для науки отделяться от питающего ее источника жизни. Образ Антея, черпающего силы от соприкосновения с матерью-землей, должен служить для нас напоминанием и предостережением (Акад. В. П. Потемкин, «Статьи и речи по вопросам народного образования», М.Л. 1947, с. 42).
Мы любим отчизну… Не оттого ли последней мечтой политических скитальцев и даже просто бродяг было — вернуть в родную землю хоть кости. Сильна эта стихийная Антеева тяга (Леонид Леонов, «Рассуждение о великанах», «Лит. газ.», 27 сент. 1947 год).

«Аполлон«

В греческой мифологии Аполлон — бог солнца, юности, поэзии, музыки, искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.
Пример из литературы:
— Послушай, Сенечка! А ведь ты хорош, ей-богу хорош… Погляди-ка ты на себя. Ведь это идеал мужчины! Аполлон, Аполлон, просто Аполлон (А. Н. Островский, «Утро молодого человека», 5).

«Аппетит приходит во время еды«

Выражение из романа Франсуа Рабле (ок. 1494—1553) «Гаргантюа», ч. I, гл. 5 (1532).
Пример из литературы:
Известно, что аппетит приходит во время еды. И характерно, что в эти дни комиссия была буквально засыпана различными меморандумами с требованиями репараций (На Парижской мирной конференции, «Правда», 11 сент. 1946 г.).

«Арабские сказки«

Выражение употребляется в значении: что-нибудь удивительное, неожиданное, невероятное, что можно сравнить с чудесами арабских сказок из сборника «Тысяча и одна ночь».
Пример из литературы:
Гитлеровское командование усиленно принялось рассказывать арабские сказки о советских потерях и распространять всякого рода небылицы… Но на арабских сказках далеко не уедешь (Совинформбюро, Лживые сообщения немецкого командования о боях в районе Сталинграда, 27 ноября 1942 года).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.