История гаданий на Святки

Святки (Святые вечера) и обряды, им сопутствующие, известны с давних времен. Далеко не все одинаково относятся к этим обрядам, в основе которых остается языческая вера. Но они существуют не только у нашего народа и, значит, зародились в глубочайшей древности.

О Святках из Полного Православного Богословского энциклопедического Словаря: «Святки — так называются двенадцать дней, с 25-го декабря по 6-е января (по ст. ст.). Эти Святые дни, или Святые вечера, служат воспоминанием дней Рождества и Крещения Спасителя. Однако святость этих дней нарушается в народе всевозможными суеверными обычаями как, например, гаданиями, переодеванием в шутовские костюмы, плясками и пением, оставшимися со времен язычества, что и было предусмотрено Шестым Вселенским собором. А современным гражданским законом воспрещено накануне дня Рождества Христова и в продолжение всех Святок производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

М. Забылин в своей книге «Русский народ»: «Святки, Святые вечера — так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем Отечестве, а и за границей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова… В Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок — как, например, Зеленые Святки, т.е. Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. На Святках мы видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и пр; эта изобретательная сторона торжества не имеет ничего общего с христианскими целями и настроением духа. Славление же, т.е. хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами, относится уже к христианским обрядам. Самое слово Святки выражает понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но с древности, с незапамятных времен язычества, вошли в обиход определенные обычаи и обряды в эти торжественные дни, и в настоящее время эти обычаи не искореняются. История говорит, что обычаи эти существовали в Римской империи, в Египте, у греков, у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя возрождение Озириса, или Новый Год, надевали на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, и ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Подобные обряды совершались и у персов, в день рождения Мифры, и у индийцев, и у древних славян, в честь бога грома и молнии Перуна. У римлян праздники эти назывались Днями Солнца.

Даже сам император Петр I, по возвращении из путешествия, наряжал Зотова папой, а других своих любимцев — кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих на Святки ходил с ними К боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов, воспрещал поклонение идолам, воспретил и переряживание. Валсамон, патриарх XII века, говорил, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжание в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и в чудовищ. Кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при Дворе в присутствии императора на Рождество Христово. Это были ряженые — в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами. Название игр Готские они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору; они получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.

Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Разве что Сочельник в России менее весел — как день постный, как день приготовления к празднику. Но у простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы чёрт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки не допряденную кудель солят, с целью сохранить ее от проделок чёрта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают как обыкновенно, а разрезают. Неслучайно Святочные вечера в народе еще называют страшными. Потому что это — время гаданий, попыток узнать свое будущее. Гадают, кажется, на всем, что есть под рукой, — на воске, иглах, бобах, кофе и даже на курице».

И. П. Сахаров: «Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств. Женщины-позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая…

Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейной жизни, производятся с 25-го декабря по 5-е января, и притом в разное время. Так, одни совершаются вечером, другие — в полночь, а третьи приурочиваются ко времени сна. Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу. Здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый Год. Девушки тогда выходят на перекресток с пирогом. Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, то муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый. Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит через нее, то муж будет тихий и смирный.

Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь будет достаточная. Слушают под церковным замком: если подслушают пение «Со святыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж. Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлены в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные и медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий. Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдовец, молодец», — и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой и будет муж. Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серенький волчок!» В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем.

Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону. Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем. Выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый. Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12-го часа ночи. В них участвуют взрослые девицы в присутствии опытных старушек. Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд (ряд саней) с криком, со свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.

Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый. Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы и пускают плавать в чашку, наполненную водой. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: у которой скорлупа потонет, та умрет незамужней; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем. Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор (кроме ножа и вилки) и говорит: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери и окна и садится за стол с ожиданием суженого. Признаки его приближения суть следующие: ветер жужжит под окнами со свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать в ответ на все вопросы, но замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый сказывает имя и вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур моего места! Чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы.

Девушки выходят на двор и берут скатерть за края, а старушка всыпает в нее снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий — молодого, толстый — вдовца. Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водой и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят: как плавает лебедь с лебедкой? Если плавают вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Самые отчаянные девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек. Нянюшки с вечера обсевают золой башмачки и прячут под кровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках больше золы, тем предрекается большее богатство. Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Перед сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого. Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек. Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый является во сне и переводит за руку через мост. Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят.

2-е января продолжались святочные гадания. Происходят почетные проводы гостей. Исполняются обряды предосторожностей и смывания. Старые люди в Тульской губернии считали весьма важным делом окуривать курники смолой с девясилом; эта предосторожность, как они думают, спасает кур от лихого домового. Обряд совершается старшей женщиной в доме, скрытно от всех, на рассвете. Иначе предосторожность будет без успеха. Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляли в этот день смывание лихоманок. Обряд заключается в следующем. В селах думают, что «лихоманки», выгнанные из Ада морозом, ищут пристанища по теплым избам, где всегда есть люди виноватые. «Лихоманка» только и знает, что искать людей виноватых; а уж если сыщет, то сумеет потрясти и познобить. Бабушки-повитушки уверяют, что они видали их сами и знают их в лицо. Послушайте их — и они вам всё расскажут. От них только вы и узнаете, что наши «лихоманки» бывают тощие, слепые, безрукие — уроды такие, Что хуже смерти! не умеют ни войти в избу, ни отворить дверей; если голодны, то смирны до юга, что как сироточки стоят, пригорюнясь: выжидают, не выйдет ли кто из виноватых. Рано на заре, бабушка является, по приглашению, во двор. С нею всегда есть запас: четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. Старшая женщина в доме встречает бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом «Добро пожаловать!» Не входя в избу, бабушка начинает обмывать своим снадобьем притолоки, а после вытирает их чистым полотенцем. Подарки и угощения оканчивают обряд смывания. После сего уж на целый год остаются спокойными от посещения лихоманок. Если же случится с кем беда, то за верное полагают, что она была напущена из чужого дома, по ненависти злых людей.

3-го января продолжались святочные гадания и предосторожности. Происходит обряд отчитываний. В селах Калужской и Тульской губерний есть поверье, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров. Местные, для избежания такой беды, привязывают над воротами сальную свечу. Говорят, будто в старину те только и были счастливы, кто принимал такие предосторожности. Это поверье существует и в Белоруссии.

4-го января совершались последние святочные гадания. Особое внимание обращают в этот день на приметы. Любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходят вечером на двор примечать звезды. Если увидят, что Сажары у них с правой руки, то остаются уверенными, что гадания сбудутся. В таком случае старшая и «почетная» девушка (всегда дочь богатых родителей) выходит вперед с пирогом, а другие, увиваясь вокруг ее, скороговоркой причитывают:

Ай, звезды, звезды, Звездочки!
Все вы, звезды, Одной матушки,
Белорумяны вы И дородливы.
Засылайте сватей
По миру крещёному;
Состряпайте свадебку
Для мира крещёного,
Для пира гостиного,
Для красной девицы,
Свет родимой
Анны Ивановны. (Или другое имя.)

Когда же заметят, что впереди — Девичьи Зори (линия звезд по Млечному Пути), тогда с горем отходят в покои. По преданиям и рассказам, старушки заверяют, что Девичьи Зори предвещают еще год девичьей жизни. Отчаяние и грусть девушек, что все гадания были совершены напрасно, — невыразимы».

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.