Краткая биография Михаила Семеновича Друскина

М. С. Друскин — ученый, публицист, педагог, общественный деятель. Педагог с полувековым стажем, воспитал ряд учеников. Проводил разнообразные курсы лекций: истории русской музыки, советской, зарубежной, историй фортепианной музыки, курс оперной драматургии, зарубежной историографии (спецкурс, созданный им в 1973 году). Некоторые из упомянутых курсов систематически велись в Ленинградской консерватории — или отдельные их темы, разделы были прочитаны в Киеве, Тбилиси, Ереване, Томске, Ташкенте, Свердловске, Софии, городах ГДР и Западном Берлине. Столь же многосторонен круг научных интересов ученого. Его первая книга — “Новая фортепианная музыка” — вышла в свет, когда автору было двадцать два года; затем — книга о Гансе Эйслере (1934).

Далее, в 30-40-х годах, последовал ряд брошюр о произведениях И. С. Баха, Бетховена, Листа, Бородина, Чайковского, Шостаковича; все более ширилась и критическая деятельность. С 50-х годов публикуются капитальные труды ученого. Среди них выделяются: “Вопросы музыкальной драматургии оперы” (1952), “Русская революционная песня” (1954), “История зарубежной музыки второй половины 19 века” (1958, 6-е изд. – 1983), “Клавирная музыка 16—17 веков” (1960), “Игорь Стравинский” (1974, 3-е изд. — 1982; книга переведена на немецкий и чешский языки), “Пассионы и мессы И. С. Баха” (1976), “Иоганн Себастьян Бах” (1982). К названным исследованиям примыкают четыре авторских сборника статей Друскина: “История и современность” (1960), “О западноевропейской музыке 20 века” (1973), “Исследования. Воспоминания” (1977), “Избранное” (1981).

Помимо того, благодаря его инициативе и под его руководством изданы широко известные в профессиональной музыкальной среде и любителям музыки книги: Альберт Швейцер. “И. С. Бах” (1964), “100 опер” (1964, 7-е изд. — 1981), Рене Дюмениль. “Современные французские композиторы группы “Шести” (1964), Игорь Стравинский. “Диалоги” (1971), Антон Веберн. “Лекции о музыке. Письма” (1975), а также труды И. И. Соллертинского (1946, 1956, 1963, 1973) и Б. В. Асафьева (1967). Следует напомнить о большой работе Друскина как члена редколлегии шеститомной “Советской музыкальной энциклопедии”.

Под прямым воздействием Б. В. Асафьева сформировался М. С. Друскин как музыкант. В девятнадцать лет он был зачислен научным сотрудником в Институт истории искусств, а в следующем, 1925 году заканчивает консерваторию как пианист по классу профессора О. К. Калантаровой (затем в 1930—1932 годах совершенствуется в Германии у Артура Шнабеля). В десятилетие с 1925 года Друскин много и успешно концертировал, выступал также с оркестром, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шумана, Стравинского, Хиндемита. Однако к концу 30-х годов работа концертирующего пианиста оказалась вытесненной научно-публицистической и педагогической (с 1935 года Друскин ведет музыковедческие дисциплины в Ленинградской консерватории).

Не только научные, но и общекультурные запросы музыканта очень широки. Как ученый Друскин никогда не замыкался в кругу узкопрофессиональных интересов (с 1950-х годов избирается в руководящие органы Союза композиторов РСФСР и СССР). По собственным словам Михаила Семеновича, он стремится следовать наказу: жить “со временем”. Это означает — быть на уровне тех творческих, в том числе научных задач, которые жизнь ставит перед деятелями искусства. За это чувство современности его ценят не только музыковеды, но и композиторы разных поколений.

Вся жизнь Друскина связана с Ленинградом. Он — один из лучших представителей художественной интеллигенции этого славного города, о чем справедливо писал в 1981 году композитор Андрей Петров: “Ленинград дал советской культуре трех крупнейших представителей музыкальной мысли — Б. В. Асафьева, А. В. Оссовского и И. И. Соллертинского. Мне представляется, что Михаил Семенович Друскин по достоинству стоит в одном ряду с ними.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.