Краткая биография Антонио Феликса де Кабесона

Краткая биография Антонио Феликса де Кабесона

А.Ф. Кабесон родился в 1510 году, на севере Испании, в маленьком городке Кастильо де Матахуадиос, близ Бургоса. В раннем детстве он ослеп, но «эта утрата одного чувства обострила в нем другие, развив до чрезвычайной степени тонкость его слуха», — писал впоследствии сын композитора. С детства всецело посвятив себя музыке, Кабесон достиг в ней таких успехов, что в восемнадцатилетнем возрасте получил звание «музыканта королевской камераты и капеллы» в Мадриде и всю свою последующую жизнь провел на придворной службе — сначала при Карле I, а с 1539 года при инфанте и затем короле Филиппе II. Сопровождая последнего, Кабесон побывал в Италии, Германии, Фландрии, а также в Англии. Существует мнение, что виртуозная импровизация Кабесона на клавикордах, которую он демонстрировал в Лондоне, произвела сильное впечатление на английских музыкантов и послужила толчком для расцвета в Англии искусства игры на верджинеле и появления обширной музыкальной литературы для этого инструмента.

«Антонио де Кабесон был всеми любим за его добродетели, — писал Эрнандо де Кабесон. — Он никогда не кичился тем, что знал и умел, не относился свысока к тем, кто знал и умел меньше его, но, напротив, хвалил и поощрял в их сочинениях то хорошее, что в них имелось, и никогда не переставал делиться своими знаниями со всеми, кто приходил к нему за советом и наставлением. Не было такого безумца, который отрицал бы его гений, признанный не только в Испании, но и в тех странах, где он побывал…» Обязанности придворного музыканта, занятия с учениками, путешествия не дали возможности Кабесону записать большую часть своих сочинений. Он писал музыку для клавикордов, арфы, виу-элы, но более всего для органа. Именно органные произведения принесли композитору славу при жизни и определили непреходящее значение его творчества в истории испанской музыки.

Органная музыка в Испании в эпоху Кабесона была той инструментальной сферой, которая находилась на грани церковного и светского искусства. Сам Кабесон, придворный камер-музыкант самого религиозно-фанатичного из всех испанских монархов — Филиппа II, писал для органа преимущественно транскрипции католических гимнов, месс, духовных мотетов, а его вариации на темы литургических напевов и органные псалмодии, по словам Фелипе Педреля, исполнены «нежной любви, ищущей прибежища у бога». Однако Кабесону не было чуждо и светское начало в искусстве. Не только в сочинениях для клавикордов, арфы, виуэлы — инструментов «светских» по самой своей природе, но и в ряде органных произведений Кабесон обращался к танцевальным жанрам (павана, гальярда), к вариациям на темы популярных песен — как авторских, так и народных, украшал строгие грегорианские мелодии пышной орнаментикой, идущей также от светской музыки. Кабесон воспитал многочисленных учеников, продолживших исполнительские принципы его школы. Среди них в первую очередь должны быть названы его сыновья Эрнандо и Грегорио, талатливые органисты второй половины 16 века. А.Ф. Кабесон скончался в 1566 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.