Краткая биография Скобелевых

Краткая биография Скобелевых

Есть три генерала в истории России: дед, сын и внук. Имя внука, героя освобождения Болгарии Михаила Дмитриевича Скобелева, хорошо памятно по сей день. Многие знают и его отца, генерала Дмитрия Ивановича Скобелева, защитника Севастополя. Что же известно о первом Скобелеве, Ивана Никитиче? Очень мало и очень немногим. Генерал из солдат, герой войны 1812 года, впоследствии писатель И. Н. Скобелев родился в селе Новиковке Ставропольского уезда тогдашней Симбирской губернии в 1778 году. Там было несколько дворов Скобелевых. Отсюда родом автор повести «Ташкент — город хлебный» А. С. Неверов, настоящая фамилия которого тоже Скобелев. Племянник Неверова — самарский филолог, доктор наук B. C. Скобелев, был профессором Самарского государственного университета.

Сын отставного сержанта Иван Скобелев четырнадцати лет поступил на службу вольноопределяющимся в Первый полевой Оренбургский полк, и вскоре в полку был замечен «твердый в правах службы» («права» в данном случае означают «отправление», несение службы) молодец, умевший к тому же бойко плясать, слагать и петь песни. В формуляре Скобелева было сказано, что он «российской грамоте знает, арифметике и татарскому языку учился». Через три года, в 1795 году, Скобелев получил чин сержанта. В 1806 году он уже подпоручик и помогает герою шведской кампании Н. М. Эриксону в формировании 26 Егерского полка. В мае при Петервальде он впервые участвует в сражении. За неделю побывав еще в пяти боях, зарекомендовал себя храбрым офицером. Во время финской кампании 1908 года, побывав в 20 сражениях, получил золотую шашку с надписью «За храбрость».

Особенно он отличился, когда с двумя ротами своего полка присоединился к авангарду славного Я. П. Кульнева. Вскоре он уже старший дивизионный адъютант и бригад-майор у Н. Н. Раевского в его корпусе, действовавшем в Болгарии против турок. Он участвовал во всех сражениях, но особенно отличился при занятии Силистрии и Шумлы, за что был награжден орденами. «За ранами и увечьем» уволился в отставку. В 1810 году и отправился в Петербург, где получил место пристава в Московской части. Но в 1812 году он вновь настойчиво хлопочет о принятии его на военную службу. И получает назначение: состоять в чине капитана при генерал-фельдмаршале М. И. Кутузове. Тот вскоре отличает Иван Никитича из числа окружавших его адъютантов, приближает к себе, поручает составление бюллетеней и реляций, успеху которых, по свидетельству генерала А. П. Ермолова, Скобелев немало обязан был поэту В. А. Жуковскому, сопровождавшему армию волонтером.

Иван Никитич близко сошелся с поэтом. Они жили в одной палатке, где «певец во стане русских воинов», встречая вернувшихся из боя героев, любезно разливал им чай, и наливки и слушал рассказы. А, оставшись с поэтом наедине, Скобелев сам расспрашивал его о писателях и поэтах. От Жуковского он впервые узнал о Карамзине, Крылове… Бородино, оставление Москвы, марш-маневр на Тарутино, бои под Малоярославцем, Красным. За отличия в этих легендарных сражениях Скобелев произведен в подполковники, затем полковники. Великий полководец делает его своим старшим адъютантом. В тихом Бунцлау 28 апреля 1813 года Михаил Илларионович скончался. Армия шла на запад, Иван Скобелев сопровождал набальзамированное тело фельдмаршала в Петербург для погребения.

Отдав последний долг полководцу, Иван Скобелев вновь в действующей армии. Командуя Рязанским пехотным полком, он совершает поистине героический подвиг под Реймсом. Это уже во Франции. 1 марта 1814 года, когда русские заняли Реймс, Наполеон искусным маневром неожиданно напал на войска, действовавшие под городом. Все полки успели отступить, кроме Скобелева, который со своим отрядом рязанцев оказался, окружен французской кавалерией. Казалось, все кончено. Но, не желая посрамить славу русского оружия Скобелев скомандовал: «В штыки!» Пораженная внезапностью кавалерия была сбита, а полк — спасен. И. Н. Скобелев получил орден Св. Георгия 4-й степени, полку пожалованы были на кивера знаки отличия… Вскоре, 18 марта, полк Скобелева овладевает неприятельской батареей уже при взятии парижского холма Монмартр. На другой день Париж встречал победителей.

В сентябре 1817 года он принимает от И. Ф. Паскевича командование бригадой, которое продлилось до 1821 года. Во Владимирской губернии седой уже воин женился на миловидной дочери помещика Надежде Дмитриевне Дуровой. В 1821 году Скобелева назначают генерал-полицмейстером Первой русской армии. Он вступается за «благонадежность» войск, особенно гвардии. В своем рапорте от 3 октября 1822 года ветеран утверждает, что «полиция, собственно, для армии вовсе не надобна», что она «была бы оскорблением воинов». За что и лишился своего поста, но по 1826 год состоял при армии и выполнял разные поручения. Тут-то он, выражаясь его же языком, «нроштыкнулся», написав докладные записки, а проще говоря, доносы на А. С. Пушкина, А. Д. Балашева и князя А. И. Голицина. Его фанатичная преданность службе, армии, порядку может служить единственным объяснением. Но не оправданием, особенно в глазах потомства.

В 1829 году он уже генерал-лейтенант, в 1831 году вступает в пределы взбунтовавшегося Царства Польского, 14 апреля под Минском неприятельское ядро раздробило ему руку. Пока врачи отпиливали ее, он диктовал прощальный приказ по полку… Получив Св. Георгия 3-й степени, 55-летний генерал отдохнул немного в своей деревне в Ставропольском уезде и прибыл в столицу. Он был великолепным рассказчиком, да ему и было что рассказать. Знакомые литераторы советовали взяться за перо, он отнекивался: «слаб в грамматике». Первая книжка И. Н. Скобелева вышла в 1833 году и называлась «Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым». В форме писем рядового солдата Ручкина к отставному солдату Кремневу и от Кремнева к безногому инвалиду Ранцеву дается описание войны 1812 года. Современники назвали «Подарок…» первой народной книгой.

Они еще не могли уверенно отделить подделки под народ и популярную беллетристику в духе Фаддея Булгарина от истинно народной литературы, будущей русской классики, которую тогда создавали как раз писатели — «аристократы». И вот в журнале «Библиотека для чтения», который так не любили Пушкин, Дельвиг, Гоголь, Белинский и многие другие, с 1834 года стали появляться небольшие рассказы за подписью «Русского инвалида». И снова служба, на этот раз в Нижнем Новгороде, где в 1836 году была напечатана любопытная книга «Собрание приказов, отданных инспектором резервной пехоты генерал-лейтенантом Скобелевым по вверенным ему войскам с 1834 по 1836 год». Генерал все числил литературой, в том числе свои приказы… Однако лейтмотив книжки не может не вызывать уважения: заботливое отношение к солдату! Через два года в Петербурге выходит его «Переписка и рассказы русского инвалида». «Я люблю век моей молодости», — не раз говаривал Скобелев. Его он и описывает.

Любопытно «Письмо заслуженного русского воина к двадцатипятилетнему сыну», написанное Скобелевым к сыну Дмитрию: «Похвалы заслуживать должно, но увлекаться похвалами вредно. Советую не забывать, что ты не более как сын Русского солдата. Отец твой потому только не носил лаптей, что босиком бегать ему было легче. Если будешь, достоин счастья, пользуйся счастливыми средствами спасти несчастного, которого умей отличить от бездельника и пьяницы. Берегись слабостей, но не осуждай их в ближнем. Приказывать не могу, чтобы ты не играл в карты! Но осмеливаюсь просить: пожалуйста, брат Митя, плюнь на эту пагубную страсть. Не разваливай счастья ближнего, не созидай, брат, собственных выгод». Все это очень наивно, но честно и, пожалуй, по сей день актуально. Напомним, что Дмитрий Скобелев стал генералом, прославившим Отечество и воспитавшим легендарного Михаила Скобелева.

В 1839 году Ивана Никитича назначили комендантом Петропавловской крепости и директором Чесменской богадельни. Скобелев отличался от предшественников состраданием к несчастным. Благодаря его заступничеству получил освобождение декабрист Г. С. Батенков. Его называли «добрейшим комендантом». Вечерами Скобелев продолжал свои литературные занятия. Написал две пьесы, поставленные Александрийским театром, вел дружбу с писателями, бывал на вечерах у П. А. Плетнева, познакомился с И. С. Тургеневым. По мнению Белинского, слово Скобелева было «прекрасно, просторно и богато». Профессор С. П. Шевырев говорил, что Скобелев «в своем военном слоге нараспашку открыл новый сильный источник для устной русской речи».

Иван Никитич поддерживал связи и с земляками: с самарцем В. Г. Пяткиным, героем войны 1812 года, тоже генералом. В Петербурге старые генералы часто вспоминали былые сражения и курьезы, а однажды вступили в новое дело — в пай по золотым приискам в Сибири. Пяткин познакомил Скобелева с самарским литератором И. А. Второвым, который рассказал о пребывании в Самаре пленных французов… Летом 1849 года И. Н. Скобелев умер. Похоронили его, как он и завещал, в Петропавловской крепости.

Похожие страницы:

1. Внучка и правнуки А. В. Суворова
2. Итоги реформы 1861 года
3. История Русской Правды
4. Страхование от огня в России в XIX – XX веке
5. Противопожарные законы в России до начала XX века

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.