«Соборное Уложение» — является памятником русского права XVII в., первый в русской истории свод законов Русского государства, принятый Земским собором (Земский Собор на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоев населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов) в 1649 году. К середине XVII века в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов. Первым сводом законов Московского государства был Судебник, принятый в 1497 году при Иване III. В 1550 году в самом начале царствования Ивана Грозного был составлен новый более полный Судебник. Однако и Судебник 1550 года не охватывал всех вопросов судопроизводства и государственного устройства. В связи с этим Судебник дополнялся царскими указами. Каждый приказ руководствовался своей Указной книгой, составленной из царских распоряжений по делам, отнесённым к компетенции данного приказа. Известны Указные, или Уставные книги Холопьего, Разбойного, Земского и Поместного приказов. За столетие, прошедшее после 1550 года, таких книг и отдельных указов накопилось немало. Зачастую они противоречили друг другу, что порождало путаницу и злоупотребление. В Московском государстве осознавали потребность в систематизации законов и принятии единого кодекса.
Инициаторами появления нового законодательного кодекса были московские дворяне и верхи посада, обратившиеся 10 июня 1648 года к царю Алексею Михайловичу (Алексей Михайлович (Тишайший) (годы жизни: 1629 — 1676) — второй русский царь (годы правления: 1645 — 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича) с челобитной и просившие навести порядок в суде и составить новую Уложенную книгу, чтоб «вперёд по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Челобитная была вызвана вспыхнувшим в Москве в 1648 году Соляным бунтом (Соляной бунт — одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII в. в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в результате повышения правительством цен на соль). 16 июля 1648 года челобитная была рассмотрена специально собравшимся для этого Земским Собором. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам — приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским (Одоевский Никита Иванович (? — 1689) — князь, государственный и военный деятель, боярин. В 1646 -1647 гг. — главный воевода южных границ Русского государства. Руководил составлением Соборного уложения 1649 г. Участвовал в русско-польской войне 1654 -1667 гг. В 50 — 60-е гг. возглавлял русские посольства на переговорах со Швецией и Речью Посполитой. Руководил внешней политикой России в кон. 70-х — нач. 80-х гг. Возглавил мероприятия по ликвидации местничества). В неё входили боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.
Источниками Уложения послужили:
1) «Кормчая книга» — церковно-юридическое пособие, применявшееся в основном для церковного управления. Из Кормчей книги были взяты законы, основанные на библейских заповедях Пятикнижия и Второзакония, а также «градские законы греческих царей», то есть нормы византийского законодательства, датируемые IX в. По подсчётам исследователей, 209 статей Соборного Уложения имели своим источником византийское право.
2) Литовский Статут (в редакции 1588 г.) — кодекс законов Великого княжества Литовского, входившего на равных правах с Польшей в федеративное государство Речь Посполитую. Статут действовал на территории княжества Литовского, был написан на белорусском языке и даже в большей степени, чем Судебники Ивана III и Ивана Грозного, унаследовал нормы Русской Правды, свода законов некогда общего для литовских и русских земель Киевского государства. Шесть глав Уложения полностью и три частично представляют собой буквальный перевод или перефраз Литовского Статута.
3) Судебник 1550 г. и «Стоглав» — постановления церковного собора 1551 года, состоящие из ста глав.
4) Царские указы, собранные в Указные книги приказов.
5) Приговоры Боярской Думы (Боярская Дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — нач. XVIII вв.; состояла из представителей феодальной аристократии. Деятельность Боярской Думы носила законосовещательный характер. Боярская Дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т.д. Боярская Дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности.
Кроме того, в подготовленный комиссией Одоевского проект, был внесён ряд новых статей по челобитным участникам Земского собора. Комиссия работала в течение двух месяцев. При составлении уложения не ставилась задача составить кодекс, предполагалось лишь обобщить весь имеющийся запас правовых актов, согласовав их друг с другом и упразднив устаревшие нормы. В. О. Ключевский (Ключевский Василий Осипович (1841 — 1911) — выдающийся Российский историк, академик (1900 г.), почётный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук. Освященный собор — (собрание высшего духовенства) выделяет в процессе составления Уложения несколько этапов:
1) Кодификация (работа с источниками, редактирование) — её осуществляла комиссия во главе с князем Одоевским;
2) Совещание — обсуждение подаваемой в Думу челобитной;
3) Ревизия — пересмотр и редактирование Думой и царём представленных им законопроектов;
4) Законодательное решение — совместно принимаемое решение по вопросу того или иного пункта Уложения;
5) «Заручная скрепа» — подписание свода законов всеми без исключения членами Собора.
1 сентября 1648 года текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения в двух палатах. В одной заседали царь, Боярская Дума, в другой -так называемой Ответной палате — выборные люди всяких чинов под председательством князя Ю.А. Долгорукова (Долгоруков Юрий Алексеевич (? -1682) — князь, боярин, воевода. Участник русско-польской войны 1654 — 1667 гг. Усмиритель восстания Степана Разина. Глава многих приказов в 60 -80-х гг., доверенное лицо царя Алексея Михайловича, член Ближней думы. Опекун царя Фёдора Алексеевича. Убит во время Московского восстания 1682 г. («Хованщина»)). Поданный проект подвергся существенной переработке в процессе его обсуждения. Всего в процессе обсуждений в текст Соборного Уложения было добавлено 82 статьи. Составление и редактирование текста Уложения было закончено к 29 января 1649 года. Эта дата принимается как дата утверждения Уложения Земским собором (хотя точных данных не найдено). Внешне Уложение представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков. Первым руку приложил патриарх Московский и всея Руси Иосиф, последним, 315-м по списку, — «пятисотный дьячок Родка Семёнов вместо выборного пятидесятника Ивана Семёнова старика по его велению». Длина свитка — 309 метров.
По повелению царя Печатный приказ за короткое время напечатал около 2 тысяч экземпляров, и они были разосланы по городам в воеводские канцелярии для того, чтобы «всякие дела делать по тому Уложению». Кроме того, печатное Уложение продавалось по 26 алтын с полуденьгой. Соборное Уложение стало первым законодательным актом в истории России, который был напечатан сразу же после его обсуждения (до Уложения главной формой оповещения о новых законах было оглашение их на площадях и в храмах). Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. От предшествующих Судебников 1497 и 1550 годов Соборное Уложение отличалось широтой охвата различных сторон действительности своего времени. Помимо судопроизводства и процессуального права, оно содержало законы, связанные с экономикой, формами землевладения, положением господствующих и зависимых слоев населения, государственно-политическим строем. Соборное уложение состояло из 25 глав, регулирующих различные области жизни. Уложение не случайно открывалось главой «О богохульниках и церковных мятежниках» (9 статей): впервые в истории светского законодательства церковь была взята под охрану и защиту государства, за хулу на церковь и веру полагалась смертная казнь.
Глава 2 «О государевой чести, как его, государево, здоровье оберегати» (22 статьи) определяла статус царя как самодержавного и наследного монарха, не только действия, но и «преступные умыслы» против которого жестоко наказывались. Именно в этой, а также в 3 главе «Чтоб на государевом дворе никакого бесчинства и брани не было» (9 статей) было разработано понятие государственного преступления — действия против личности царя, царской власти и её агентов. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод полагалась «смерть безо всякия пощады». Тяжким преступлением объявлялось недонесение. Узаконивался политический сыск, в практике которого стали широко применяться доносы и пытки (государево «слово и дело»). Здесь же вводилась статья, обязывавшая детей доносить на родителей, если речь шла об интересах государства. Таким образом, вмешательство в частную сферу приобрело узаконенный характер.
Глава 4 «О подписчиках и которые печати подделывают» (4 статьи) осуждала на смертную казнь тех, кто фабрикует фальшивые грамоты и подделывает на них государственные печати. Её дополняла глава 5 «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги» (2 статьи), т. е. о фальшивомонетчиках: за это им полагалось лить в горло расплавленный металл. Глава 6 «О проезжих грамотах в иные государства» (6 статей) и глава 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства» (32 статьи) излагали принципы строения войска и систему наказаний за воинские проступки. В главе 8 «О искуплении пленных» (7 статей) говорилось о специальном налоге, основанном на убеждении в необходимости обязательного выкупа всех пленных в случае войн. Глава 9 «О мытах, и о перевозе, и о мостах» (20 статей) перечисляла права и обязанности «мытных изб» (таможен), ставившихся на мостах и переездах, где проезжали купцы.
Самая большая в Уложении глава 10 «О суде» (287 статей) регламентировала порядок следствия и судопроизводства, определяла порядок и сроки сыска преступников. В ней указывались размеры судебных пошлин и штрафов, впервые были чётко разграничены преступления умышленные (преднамеренные) и непредумышленные, регулировались отношения собственности (спорные имущественные дела). За одно и то же преступление боярину могло быть предписано моральное наказание, лишающее его чести, а простолюдину — наказание кнутом. Обесчещение человека «без роду, без племени» («гулящего») оценивалось штрафом в 1 рубль, крестьянина — в 2 рубля, человека привилегированного сословия — от 70 до 100 рублей. Как и в судопроизводстве других стран, в этом российском кодексе законов предусматривалось применение пыток при допросе и жестокие наказания («правёж» — битьё кнутом, «членовредительство» — отсечение рук). В то же время Уложение выдвигало тезис обеспечения беспристрастности и объективности рассмотрения дел, вводило институт отвода судей и их ответственность за оправдание виноватых или обвинение невиновных «за посулы» (взятки).
С главой о судопроизводстве были тесно связаны последующие главы — о крестьянах и иных незнатных людях. Так, глава 11 «Суд о крестьянах» (34 статьи) оформляла законодательно крепостное право и устанавливала вечную потомственную крепостную зависимость крестьян (бессрочный сыск беглых крестьян, за их укрывательство — штраф в 10 рублей, отменяла судебное представительство крестьян в имущественных спорах, поскольку имущество крестьянина стало отныне рассматриваться как собственность помещика). В главе 12 «О суде патриарших, приказных, дворовых всяких людей» (3 статьи) подчёркивалась подконтрольность патриаршего суда светскому. Глава 13 «О монастырском приказе» (7 статей) запрещала духовным людям приобретать вотчины, а всё духовное сословие объявлялось подсудным монастырскому приказу. Тем самым был нанесён удар по самостоятельности и богатству церкви, ограничен церковный иммунитет. Духовенство было недовольно введением подобных правил, а патриарх Никон даже окрестил Соборное Уложение «проклятою книгой, дьявольским законом».
В Главе 14 «О крестном целовании» (10 статей) подробно оговаривались те случаи, когда крестное целование было формой клятвы в правдивости слов (своего рода «доказательства»), а в главе 15 «О вершённых (законченных) делах» (5 статей) утверждалась невозможность пересмотра старых дел по новому закону. Две главы — 16 и 17 — «О поместных землях» (69 статей) и «О вотчинах» (55 статей) регламентировали уже произошедшее сближение двух форм землевладения — поместной и вотчинной (окончательное стирание различий между ними произошло в начале XVIII столетия). В этих главах устанавливались нормы поместных «дач» (то есть земельных пожалований) по чинам, запрещалась продажа поместных земель вотчинникам и продажа вотчинных земель духовенству. Важным решением, сблизившим правовое положение земельных собственников и собственниц, было узаконение наследования поместий жёнами и детьми (в том числе — дочерьми) феодалов. Глава 18 «О печатных пошлинах» (71 статья) подробно расписывала, какая пошлина должна взиматься за приложение печати к документу.
Глава 19 «О посадских людях» (40 статей) изменяла положение городского населения. Она провозглашала ликвидацию так называемых белых частновладельческих слобод в городах (эти слободы принадлежали патриарху, монастырям, боярам и думным людям и веками были «чистыми», «белыми» — то есть свободными от налогообложения). Теперь же все «беломестцы» и «закладчики» были «поверстаны в тягло». Объявлялся массовый сыск беглых посадских людей: всё посадское население навечно прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Не удивительно, что ответом на эти главы Соборного Уложения были многочисленные восстания посадских людей, самые крупные из которых прокатились по Новгороду и Пскову в 1650 году. Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли теперь самовольно покинуть место жительства или сменить род занятий. Однако посадским людям разрешалось заниматься торговлей: крестьяне же могли торговать в посадах лишь «с возов и стругов» (правда, помещикам запрещалось заводить собственные поборы с торговых людей). Глава 20 «Суд о холопах» (119 статей), глава 21 «О разбойных и о татебных делах» (104 статьи) представляли собой подробно разработанный уголовный кодекс — основу для деятельности Разбойного приказа. Подробности наказаний за уголовные преступления излагались в главе 22 «Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание» (26 статей).
Заканчивали Уложение главы 23 «О стрельцах» (3 статьи), 24 «О атаманах и казаках» (также 3 статьи) и глава 25 «О корчмах» (21 статья), поскольку распространение кабаков и развитие «питейного дела» приобрело в России XVII в. невиданный размах. Государственная власть вводила строгие наказания за укрытие доходов питейными заведениями. Принятие Соборного Уложения было важнейшей вехой в истории русского законотворчества. Впоследствии оно неоднократно пополнялось новоуказными статьями (в частности, уже в 1669 году статьёй «О татебных, разбойных и убийственных делах», в 1676 — 1677 годах — статьями «О поместьях и вотчинах» и др.). Уложение хранится в настоящее время в Российском Государственном архиве древних актов в позолоченном «ковчеге» (специально предназначенном сундуке).
При сравнении с Западной Европой, бросается в глаза, что Соборное уложение относительно рано, уже в 1649 году, кодифицировало российское гражданское право. Первый западноевропейский гражданский кодекс был разработан в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723 г.), Баварии (1756 г.), Пруссии (1794 г.), Австрии (1812 г.). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона, был принят в 1803 — 1804 годах.
Стоит отметить, что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 тыс. 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитабельным. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 тыс. 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы осуществить его принятие.
Но, как ни велико было Уложение, но законодательство продолжало меняться, издавались царские указы, принимались боярские приговоры, и к царствованию Петра I накопилось много так называемых новоуказных статей, т.е. норм, не включённых в Уложение и даже противоречащих ему. Таким несистематизированным материалом было трудно пользоваться. В связи с этим 18 февраля 1700 года Пётр I издал указ о создании палаты, задачей которой было собрать весь новый нормативный материал и ввести его в Уложение. 14 ноября 1703 года палата представила доработанную ново-уложенную книгу, но Пётр I остался недоволен ею, и новое Уложение так и не было издано.
Хотя Петру I не удалось издать Уложения, но им были созданы крупные законодательные акты, прежде всего в военной области — это Устав воинский и Морской устав, а также в области управления — регламенты. После Петра I идея создания Уложения осталась, и комиссия, образованная для этого, продолжала существовать, но также безрезультатно. При Екатерине II были попытки создать новое Уложение для устранения «великого помешательства», т.е. беспорядка в правосудии, однако новый кодекс законов так и не был создан. Новая кодификация русского законодательства осуществилась лишь при Николае I, который преобразовал комиссию по составлению законов во второе отделение своей канцелярии и привлёк к этой работе М. М. Сперанского (Сперанский Михаил Михайлович (1772 — 1839 гг.) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор и законотворец. Составитель «Свода законов» и первого «Полного собрания законов Российской Империи», член Российской академии (с 1831 г.).
Первым результатом работы второго отделения было издание Полного собрания законов Российской империи в 1830 году, которое содержит в хронологическом порядке все законы, начиная с Соборного Уложения 1649 года и до 25 декабря 1825 года. Второе собрание, выходившее по мере накопления материала отдельными томами, охватывает царствование Николая I и Александра II. С 1 марта 1881 года стало выходить третье собрание. В результате обработки этих исторических сводов к 1833 году были подготовлены 15 томов Свода законов Российской империи, которые Государственным советом были признаны единственным действующим законодательством страны. Система Свода состояла из самого первого деления на законы государственные «Свод законов Российской Империи», и гражданские, что соответствовало делению права на публичное и частное. В законную силу Свод вводился с 1 января 1835 года.