Афоризмы и высказывания Николая Гавриловича Чернышевского

Афоризмы и высказывания Николая Гавриловича Чернышевского

В чем разумность уважения к ученым? В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.

Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.

Характер человека больше всего высказывается в том, Какого рода отдых легче и приятнее для него.

У нравственных наук готов теоретический ответ почти на все вопросы; важные для жизни, но во многих случаях у людей недостает еще средств для практического исполнения того, что указывает теория.

Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.

Вот, говорят, путешествие — лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься.

Не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы очень скучна и жалка.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

Без войны никакой народ ни от какого чужого ига не освобождается…

Человеку трудящемуся разорительна всякая война; полезна для него только та война, которая ведется для отражения врагов от пределов отечества.

Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.

Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

Где нет жизни — нет идеи; где нет бесконечного разнообразия нет жизни.

Фантазия, когда ее картины ярки, действует на чувства с большой энергиею.

Опера — полнейшая форма музыки как искусства.

Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды.

Добр тот, кто делает хорошее для других; зол — кто делает дурное для других. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: «добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятное себе из нанесения неприятности другим».

Добро и разумность — два термина, в сущности, равнозначащие: что с теоретической точки разумность, то с практической точки зрения — добро; и наоборот: что добро, то непременно и разумно.

Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собой, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного.

Молодость — время свежести благородных чувств.

Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Право жить и быть счастливым — пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.

Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают.

Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.

Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина…

У кого не уяснены принципы, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха.

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеей.

Жизнь так широка, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную потребность.

Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него… Испортишь дело — выйдет мерзость.

Нельзя не проникнуться мелочностью воли тому, кто живет в обществе, не имеющем никаких стремлений, кроме мелких житейских расчетов.

Никогда еще не совершал ничего великого человек, не одушевленный страстной преданностью.

Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях.

Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели.

Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.

Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».

Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.