Афоризмы и высказывания Михаила Васильевича Петрашевского

Афоризмы и высказывания Михаила Васильевича Петрашевского

Нормально развитым, или благоустроенным обществом, находящемся в нормальном состоянии, — будет то, которое доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд пропорционально потребностям и поставляет всякого человека в такое положение или отношение к целому обществу, что он; предаваясь вполне влечению естественных своих побуждений, нисколько не может нарушать гармонии общественных отношений, но будет деятелем, не только полезным самому себе, но и целому обществу без самозаклания личности.

Человеку, взятому в отдельности, почти ничего невозможно совершить, но все возможно совершить в обществе и обществом.

Человек как индивидуум, поставленный лицом к лицу с природой, ничтожен. Человек же как род могуч, и одна только неизменяемость законов природы может быть гранью для его само законного развития. Для него, как для существа разумного, как обладающего сознанием законов природы, в мироздании нет ничего не подчиняемого, нет ничего сверхъестественного, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось: он сам для себя и микрокосм и макрокосм.

Человечество тогда только можно почесть достигшим нормального развития или состояния, когда дух единства и единения проникнет всех людей. Когда физические и нравственные силы отдельного человека достигнут апогея их возможного развития и для человека вообще настанет пора самосознания, самозакония, общности и общительности; когда человек войдет в непосредственное общение с природой и все люди в совокупности явятся полными властелинами живых и действующих сил ее, они будут покорными орудиями человеческого произвола, когда все, что считается трудом удручающим, отвратительным обратится в источник непосредственного наслаждения жизнью.

Истинная мораль, или нравоучение, — одна; ею может быть названа только та, которая выводит свои положения не из многих предположений априорических, по-видимому, необходимых для успокоения духа человеческого, но из опытного исследования природы человеческой и строгого анализа всех ее потребностей, — та, которая, не отвергая ни одного из ее, по-видимому, противоположных, но тем не менее нормальных требований, ставит в священную обязанность всякому человеку всестороннее их развитие.

Но мысль по существу своему не может оставаться в покое. Она, наконец, отказывается от невозможного, спускается на землю и принимается за строгий разбор того, что ей доступно, что у ней, так сказать, под руками. Это — период разумно-положительный, период анализа. Перед силой анализа рушатся прежде установленные начала; авторитет, общие места, догматика исчезают. Вера остается за тем, что разобрал и одобрил разум; восторг возбуждается тем, чем сознательно поражен разум. Недоступного уже нет для мысли: для нее осталось одно чудо «начало всех начал», но она от исследования его отказалась однажды навсегда; все же прочее ей доступно, доступно ее разбору. Как бы ни было материально громадно явление, разум отыщет его исходный пункт, разложит на составные начала, громада распадется. События, деяния человеческие тогда только поразят мысль и пробудят восторг, если в них лежит глубоко разумное начало.

В человеке или для человека полнота и степень совершенства знания и самосознания есть основа и залог его действительного могущества.

Нормально развитым человеком обыкновенно называют того, в котором все силы его природы, все страсти, гармонически развитые, являясь вполне свободно-деятельными, пробуждая его к деятельности, непосредственно ведут его к исполнению его высокого назначения.

Комментарии (1)
  1. Быкова Нинель
    06:20, 2 июля 2023

    «Восхитительно! Мысли Михаила Васильевича Петрашевского действительно вдохновляют и подарили мне множество просторов для мыслительной работы!»

Комментарии закрыты.