Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.
Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родителей.
Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов не отменно от воспитания.
Трудясь с важностью и размышлением над образованием духа и сердца учеников своих, будете купно и своему духу доставлять новые преимущества. Стараясь других сделать мудрыми, сами будете становиться мудрее, стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении.
Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть; корыстолюбие заставляет его домогаться чужого, а честолюбие и ненависть лишают душевного покоя. Из сего следует часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называемая учеными нравственным воспитанием.
Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека.
Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но посему оный не имеет еще столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет.
Худой человек всегда бывает и худой гражданин.
Когда просишь милости, тогда правды говорить не надлежит.
Кто привык лгать, тому всегда надобно за собою носить большой короб памяти, чтоб одну и туже ложь не переиначить.
Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низость мыслей.