Праздник Крещение Господне и Богоявление

Праздник Крещение Господне и Богоявление

19/6 Января

«До тридцатилетнего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного, или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане. Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением Своим в открытое всенародное служение спасению Мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда до того не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» — «Остави ныне, — отвечал Господь, — тако бо подобает нам исполнити всякую правду». Тогда Иоанн повинуется и крестит Господа в водах Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды, над Ним отверзлись Небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и слышен был глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих».

Празднуя крещение Господне, при котором явился Бог, поклоняемый во Св. Троице, Православная Церковь утверждает веру в высочайшую, непостижимую тайну трех лиц единого Божества, исповеданную 1-м и 2-м Вселенскими Соборами, и этим празднованием учит верующих равно честно исповедовать и прославлять Св. Троицу, единосущную и нераздельную. Празднованием крещения Господня Церковь обличает также и лжеучителей, которые человеческое естество Сына Божия называли «призраком». По словам Церкви, «Иисус Христос, яко человек, пришел на Иордан существом, а не мечтанием». Событие Крещения Господня и Богоявления нравственно поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно только с помощью благодати Божией, и внушает нам чувство беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Он, будучи безгрешен и потому не имея нужды в крещении, принял его, вступая на проповедь Евангелия, чтобы Духом и силой Своей освятить воду крещения для нашего очищения и обновления».

«5-й день (года) — навечерие Богоявления. День этот исстари особенно уважается, как канун Крещения Господня, и известен под названием Крещенского вечера. По давнему благочестивому обычаю, в этот вечер русские люди, подобно тому как на Рождественский сочельник, постятся до восхода звезды. Следующая за тем трапеза называется Сочельником, «Голодной кутьёй», или «Голодным святым вечером». Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносят домой и окропляют ею жилые здания, людей, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные. Иногда соблюдается обычай начертывать мелом на дверях, окнах и других особенно видных местах зданий кресты. В некоторых местах в Сочельник пред крещением пишут на дверях латинские буквы G. М. V. — начальные именные буквы волхвов (Гаспар, Мелхиор, Валтасар): эти три волхва приходили с дарами в Вифлеем, на поклонение младенцу Иисусу Христу. Кто же не умеет писать этих букв, тот рисует три креста.

Некоторые верят, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие даже ходят наблюдать это чудное явление с кувшинами, стараются захватить в них воды в самую минуту этого мнимо чудесного колыхания и благоговейно хранят, считая ее совершенно неспособной к порче и особенно целебной, от разных недугов. Происхождение некоторых из этих обрядов и верований понятно. Так как Крест есть символ победы над врагом человечества — диаволом, то естественно, что в день освящения крестом воды наши предки приняли у себя за обычай ставить знамение его на всех видных местах для охранения себя от вредного влияния нечистого духа. Св. Иоанн Златоуст в одной беседе своей на Крещение говорит: «Сей есть день, в оньже Иисус Христос крестился и вод освятил естество. Сего ради и в полуноши, на праздник сей почерпая воду, в дом приносят, соблюдают и чрез лето всецело хранят».

6-й день — Богоявление Господне. В старину день Богоявления назывался «Водокрещи» — от совершения в этот день водосвятия на реках. Это название известно и ныне. Во многих  местах в России этот праздник слывет под именем «Иордани», так как церковные процессии для водосвятия на реки принимаются За выходы на Иордань. По верованию древнерусскому, на день Богоявления, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество Христово, играет Солнце. Многие еще верят, что в Богоявленскую ночь открывается Небо, и потому она считается самым благоприличным и удобным временем молитвы к Богу обо всем. Сербы также верят, что на Богоявление открывается Небо, и потому часто целую ночь ожидают увидеть какой-то чудный горний Божий мир, чтобы пред ним просить у Бога здоровья. Основанием для этого поверья послужило, очевидно, сказание Евангелия об отверстии Небес при крещении Спасителя и гласе Бога-Отца из отверстых Небес.

В былое время на праздник Богоявления многие из наших предков, несмотря на суровость и жестокость зимнего времени, часто даже с опасностью для своего здоровья, кидались в проруби в реках после водоосвящения для очищения себя от прежних грехов. Об этом обыкновении свидетельствуют некоторые из иностранных писателей и путешественников, посещавших Россию, особенно в 16-18 веках. Барон Герберштейн, бывший в Москве в 16 веке, говорит, что в его время многие из русских купались в «иорданской проруби»; и тут можно было видеть даже отчаянно больных, которые не имели никакой надежды на выздоровление. Если верить Маржерету (начало 17 века), то на Богоявление погружались в воду наши цари и вельможи. То же самое замечают и другие иностранцы, описывавшие нравы России до конца 18 века. Основанием этого обыкновения послужило верование в очистительную и целебную силу освященной воды. Но трудно предположить, чтобы этот обычай мог выйти из начал чисто христианских.

Христианство для своих нравственных целей совершенно не требует такого странного самопожертвования, пренебрежения жизнью и здоровьем. Упомянутое обыкновение сродно с древним языческим очищением. Известно, например, что в одно время с нашими святочными играми в древности у египтян были празднества, которые сопровождались переряживаниями и другими подобными забавами; после них с очистительной целью предпринимались купания — особенно теми, кто усердствовал во время этих игрищ надевать на себя маски. Весьма вероятно, что подобное же обыкновение было у наших предков в язычестве, а с принятием христианства обратилось в обычай «купания в Иордани». Обычай этот не может быть оправдан желанием подражать примеру погружения в воды Иорданские Спасителя и также примеру Палестинских богомольцев, имеющих доселе обычай во всякое время года погружаться в воды Иордана. В Палестине это безопасно: там нет крещенских морозов.

В день Богоявления в селах гадают о погоде и урожае в наступающем году, как видно из пословиц: «В Крещение метель, и на Святой — метель»; «На Богоявление день теплый — хлеб будет темный» (т.е. густой); «На Богоявление снег хлопьями — к урожаю; ясный день — к неурожаю»; «В Крещение в полдень синие облака — к урожаю»; «Коли прорубь в Иордани полна воды, разлив будет большой» и т.п. Наконец, нельзя не заметить еще, что праздником Богоявления завершаются Святки, и с ними прекращаются все народные святочные развлечения и забавы, переряживания и гадания. По древнерусскому верованию, в продолжение святых дней и вечеров нисходит с Неба и странствует по Земле новорождённый Бог, и потому всякая работа считалась за великий грех. Что касается празднования Святок, то на это можно находить указания в беседах и словах, произнесенных отцами Церкви во дни от 25-го декабря по 6-е января. Святой Амвросий в одной беседе говорит: «Господь рождением своим на Земле принес свет и людям, и дням».

Св. Григорий Нисский на день Рождества Христова в своем Слове замечает: «Ныне мрак начинает умаляться. и свет, увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Гибельная ночь греха, вырастая до последней крайности и беззакониями всякого рода доведенная до крайней степени нечестия, ныне начинает умаляться и редеть». Двенадцатидневное празднование Святок подтверждается кодексом Юстиниана (VI в.). Император этот проводил 12 дней Святок без короны и раздавал обильную милостыню бедным. В Российском церковном уставе упоминается о Святках как о днях особенно торжественных и священных, в которые «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и возбранено совершать священнодействие брака».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.