История праздника Вознесение Господне

История праздника Вознесение Господне

В продолжение 40 дней после воскресения Своего Господь являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Небесном; обещался всегда с ними быть до скончания века, также велел им проходить по всем странам — поучать людей и крестить всех верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа; при последнем посещении Своем обещал им Духа Утешителя, — почему говорил, чтобы они не отлучались из Иерусалима и ожидали Его сошествия… А потом вывел их на гору Елеонскую, там благословил их и вознесся на Небо. Ученики внимательно смотрели на своего Учителя, но Он скрылся из глаз их; и когда они были как бы в недоумении, явились им два ангела и сказали в утешение, что Он, как теперь возносится на Небо, так же опять придет на Землю. Ангелы высказали мысль о втором пришествии Господа Иисуса Христа для Всеобщего Суда.

После того апостолы возвратились в Иерусалим с радостию, потому что Господь и Сам обещался быть с ними всегда, и еще обещал Утешителя Духа Святого. Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа… К Вознесшемуся на Небо должны мы постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть Неба — этого вечного жилища, уготованного для истинных христиан. На Небо, как на свою родину, невольно устремляется бессмертный дух человека. Особенно Небо умудряет мудрых при взоре на неразрешимую на Земле борьбу добра и зла — добра часто страдающего, а зла торжествующего. Еще более Небо умудряет и усмиряет страждущих, коих утешительно призывает к Себе Господь: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременнии, и Аз упокою вы.

Еще сильнее Небо укрепляет, ободряет и умудряет истинно благочестивых, для которых Земля, по слову Божию, есть страна кратковременного пришельствия, указывающего на нескончаемое блаженное пристанище. Так Небо есть залог наших надежд, утешения и блаженства!» Так повествуется в издании «Праздники Православной церкви». В старину, в память Вознесения Господня на Небо, простолюдины пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами; эти пироги называются «лесеньками», «лестовками», «лествицами». По заведенному обычаю, они по местам приносятся в церковь и над ними служат молебствия, после которых одна часть этого печенья отдается причту, а другая идет в пользу нищих.

Во многих местах поселяне, приготовляющие к празднику Вознесения лестовки, строго наблюдают правило делать на них не больше семи перекладин, которые в этом случае указывают на семь Небес. С этими лестовками после молебствия многие взлезают на колокольни и бросают их оттуда на землю. Смотря по тому, упадет ли лестовка вдоль или поперек к церкви, останется ли она цела или разобьется — всякий гадает, в которое из семи Небес он попадет после смерти. Если, например, все семь ступенек останутся целы, это хороший признак, значит — быть в Раю; если лестовка разобьется вдребезги, это знак великих грехов, затрудняющих путь в Царствие Небесное, и т.д.

С этим суеверием, сохранившимся от незапамятной старины, в древней Руси господствовало представление о загробной жизни, по которому души умерших нуждаются будто бы в разного рода естественных средствах для достижения Небес — подобно тому, как обыкновенный человек нуждается в какой-либо подставке для лазанья на неприступную высоту. Потому-то в древности имели обычай, например, сберегать ногти умерших, которые будто бы помогают им влезать на высокую гору небес; с этою же целью клали в гроб покойников ременные и другого рода лестницы. Так, в «Сказании о житии князя Константина Муромского» говорится, что наши предки «по мертвых ременныя плетения древолезная с ними в землю по-гребаху».

Еще и ныне можно видеть в деревнях, что в сороковой день по смерти усопшего, ставят на стол вместе с блинами, нарочито испеченную из теста лествичку — вероятно, имея при этом мысль о более удобном способе взбирания на Небо. В некоторых местах в самый день похорон приготовляется для этой же цели хлебная лестница величиной в аршин, которая ставится на стол при выносе гроба».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.