История праздника Рождество Христово

История праздника Рождество Христово

7 Января / 25 Декабря

«Рождество Христово — великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме; празднуется 7 января (25-го декабря). О празднике Рождества Христова впервые упоминается у Климента Александрийского, который относит его к 6-му января под именем Богоявления; в Западной Церкви Рождество Христово называлось Natalis и праздновалось 24-го декабря; отсюда перешло и на Восток. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханусой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25-го декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25-е марта). Праздник Рождества Христова считается вторым — после Пасхи — на Востоке, на Западе же — первым. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия, праздника проводится в строгом посте и называется Сочельником, или «Сочевником», так как в этот вечер, по церковному уставу, употребляются в пищу сочиво — сушеные хлебные зерна, размоченные водой. Пост этот хранится до вечерней звезды.

Празднование Рождества Христова Церковью установлено еще с IV века; в V веке написаны для этого праздника священные песнопения. В навечерии Рождества Христова совершаются Царские часы, на которых возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов Церковь вспоминает различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня (кроме субботы и воскресенья) совершается литургия Василия Великого. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Богу…» В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней.

«Ветхозаветные пророки ясно определили время И место рождения Спасителя. По этим пророчествам, Иисус Христос должен был явиться на свет в иудейском городе Вифлееме — на родине царя Давида. Пресвятая Дева Мария жила далеко от Вифлеема, и никто не знал о Благовествовании, посланном Ей, так как Она смиренно хранила в сердце своем слова Архангела, предвозвестившего Ей, что Она родит Сына Божия. Но когда приблизилось время рождества Спасителя, особенный случай заставил Марию и Иосифа отправиться из Назарета Галилейского в Иудею, в Вифлеем. Римский император Август, под властью которого находилась, тогда Иудея, издал повеление произвести народную перепись по всей империи. Каждый подданный должен был записаться в том месте, откуда был родом, и Иосиф, как потомок Давида, отправился в свой отческий город Вифлеем.

По случаю народной переписи в маленьком городке собралось много народу; Иосиф с Марией не смогли найти себе место в гостинице и должны были приютиться за городом, в пещере, куда пастухи обыкновенно в ненастную погоду загоняли скот. Тут Мария родила Сына Своего, Сама спеленала Его и положила в ясли (место, где хранится зерно и сено — корм для скота).Рождение Спасителя Мира произошло в правление императора Августа, в 5508 году от Сотворения Мира. Скоро разнеслась весть о рождении Иисуса Христа, которого ожидали иудеи. Об этом великом событии прежде всех узнали пастухи, ночью сторожившие свое стадо вблизи пещеры. Они увидали на небе дивный свет: Ангел Божий явился им в небесной славе, и Божественный свет осиял их. Пастухи устрашились чудного видения, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям.

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в Вышних Богу и на Земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы отошли от них на Небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». И, поспешив, пришли — и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как сказано было.

Не одни вифлеемские пастухи узнали о рождестве Спасителя. В то же время в Иерусалим пришли волхвы (мудрецы) с Востока и спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод-царь встрепенулся, и весь Иерусалим с ним; и, собравши всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли; и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними. Наконец она остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великой. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его. Они поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем ушли в страну свою». Таким образом исполнились пророчества, за столько веков предвещавшие пришествие избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. 20-го декабря бывает предпразднество Рождества Христова, а 31-го декабря — отдание праздника.

«Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Издревле в Церкви Православной в навечерие совершаются часы называемые Царскими. Царские часы начинаются и совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, — в знак того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам (народам). Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама воспоминаются ливан и смирна, принесенные с Востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. В часы 1, 3, 6-ми 9-м Святая Церковь воспоминает пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя во плоти — новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств Святая Церковь соединяет на Царских часах глаголы Апостола Павла и евангелистов, свидетельствуя ими об исполнении пророчеств.

Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями, поясняющими чтения. Обычай совершать перед праздником Рождества Христова навечерие — несомненно древний. По намерению Святой Церкви, канун Рождества Христова есть день усиленного приготовления к достойному сретению (встрече) праздника Рождества Христова. Для более достойного приготовления к сретению Великого Праздника Святая Церковь в этот день, именуемый Сочельником, усиливает предшествующий 40-дневный пост и в самый день навечерия предписывает наиболее строгое ношение. Московский митрополит Филарет относительно усиленного поста в навечерие Рождества Христова высказал следующие соображения: «Образец поста перед Рождеством Христовым есть пост перед Пасхою. Образец Сочельника Рождества есть Великая суббота. Протяженный пост Великой Субботы, купно с Великим пятком, есть точное исполнение слов Господних: Егда отымется от них (т.е. от сынов брачных) жених, и тогда постятся в тыя дни».

Воспрещая вкушение рыбы, Святая Церковь только вечером, по окончании службы, предписывает вкушение «кутьи с медом», чем напоминается древний обычай, когда оглашенные, намереваясь креститься в праздник Рождества Христова, готовились к таинству постом и после крещения вкушали мед — символ сладости духовных даров. Среди русского народа издавна существует обычай на рождественский Сочельник поститься до позднего вечера — до появления звезды (к каковому времени и заканчиваются службы навечерия), когда приступают к рождественской вечере. Кроме кутьи (варёные в меду или сахаре рисовые или другие зерна), необходимой принадлежностью этого угощения бывает «узвар» (взвар), т.е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде. Перед началом трапезы зажигаются лампадки и восковые свечи, читаются молитвы, стол убирается сеном или соломой, и затем все семейство обильно принимается за угощение.

По мнению некоторых, вкушением указанных блюд имеется в виду символически выразить рождение (взвар обыкновенно варится по поводу рождения дитяти) и уход Спасителя (кутьи бывают при похоронах); соломой же и сеном имеют в виду напомнить место рождения Спасителя — ясли, в которые Он был положен по рождении. После вечери крестники идут к крёстным отцам и матерям, поздравляют их с праздником, несут кутью, пироги и получают сами угощение, а вдобавок и деньги. Если почему-то в селе нет крёстного отца или матери, то крестники приходят к их родственникам с поздравлениями. В древности к Сочельнику приурочивалось языческое празднование Коляды, связанное с зимним солнцеворотом… От этого языческого празднования Коляды ведет свое начало и современный обычай колядования, которое в некоторых местах России бывает в течение всех Святок. Будучи первоначально в тесной связи с языческим праздником, колядование с течением времени мало-помалу утрачивало свой языческий характер, а когда память о языческом празднике Коляды утратилась в народе, распевавшиеся народом в честь праздника песни совершенно вышли из употребления и заменились новыми, составленными в строго христианском духе.

На юго-западе, во время латино-польского владычества, защитники православия придавали особенное значение рождественским духовным песням, и порядок колядования находился в заведывании церковных братств, а выручка от этого пения целиком поступала в братский сундук. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. В иных местах в течение рождественских праздников вошло в обычай ходить по домам со звездою и вертепом. Вертеп — это нечто вроде подвижного театра марионеток, назначением которого служит представление истории Рождества Христова, поклонения пастырей и волхвов, избиения вифлеемских детей. Но обыкновенно в этих представлениях много смеси библейского с древне-славянским: по сцене вдруг промчится, шипя и изгибаясь, страшный Змий (олицетворение молнии); тут же олицетворяется бегство в Египет Божией Матери с Младенцем Иисусом и Иосифом-Обручником; наряду с избиением младенцев Иродом выступает танцующий медведь и т.п. Вообще служба в навечерие Рождества (за исключением бываемого в Крещение водоосвящения) совершается по тому же образцу, как и в Крещение (в древности Рождество праздновалось вместе с Крещением); а потому все сказанное по отношению к навечерию Рождества Христова о совершении Царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению к навечерию Крещения.

Начало установления праздника Рождества Христова восходит к самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это касается только о времени празднования — 25-е декабря. В церквах же восточных до IV века он праздновался 6-го января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер. Он был посвящен воспоминанию рождении Христа, и о Его крещении, т е. вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, — отчего и назывался Богоявлением. С IV века между восточными и западными Церквами устанавливается единство относительно времени празднования, а именно — 25-е декабря. Впервые в таком виде праздник Рождества Христова был введен в церкви Константинопольской; произошло это в восьмом десятилетии IV века (377—380 гг.). Этому особенно способствовал своей энергией и силой красноречия Святой Иоанн Златоуст. Отсюда этот праздник распространился по всему православному Востоку. Установление праздника Рождества Христова 25-го декабря имело важное значение для составления церковного календаря. Как только был утвержден и освящен этот праздник, то в соответствии с ним сами собой получили надлежащее место другие дни, ближайшим образом связанные с днем Рождения Спасителя, то есть: 25-е марта, 1-е января, 2-е февраля, 23-е сентября и 24-е июня.

Известно, что и у римлян на 25-е декабря попадал праздник соответствующий славянскому празднику «Коляды». У римлян он назывался dies natalis Solis invisti и служил выражением мысли о постоянно возвращающемся и как бы обновляющемся Солнце («Коляда» и у славян — одно из имен Солнца). Двенадцать дней после Рождества Христова называются Святками, т.е. святыми днями: они освящены великими событиями Рождества Христова и богоявления. Святки — праздник христианский, но к нему примешалось немало унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «Скураты»), «играть козу», «чествовать Тура» (быка), производить гадания (на бобах, литьем олова, на прутиках, подслушиванием и т.д.), устраивать катанья и пляски, возжигать огни и т.д. С распространением христианства на Руси все эти древние обряды, обычаи и увеселения не потеряли всей своей силы, осложнившись новыми, образовавшимися на христианской основе. И в настоящее время продолжают существовать ряжения, гаданья и другие так называемые «святочные забавы» и развлечения.  Уже Тертулиан вооружался против ношения Личин; блаженный Авкустин осуждал ряжение. «Кормчая» (по списку XIII в.) запрещает комические маски.

В конце 17 века патриарх Иоаким, описывая московские Святки, возмущался тем, что «мужие с женами и девками ходят по улицам и к бесовским песням многая сквернословия присовокупляют, и плясания творят на разжение блудных нечистот, преобразующееся в неподобный от Бога создания, образ человеческий применяюще, бесовское и кумирное личат, косматые и иными бесовскими ухищрениями содеянные образы надеваюше, плясаньями и прочими ухищрениями православных христиан прельщают». Что же касается гаданий, то еще в 61-м своем правиле Шестой Вселенский Собор говорит: «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии (церковному наказанию). Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают». Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткой, но оканчиваются почти всегда великим вредом для души. Нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями, которые приурочиваются у нас к Святкам и которыми имеется в виду сделать эти дни приятными и веселыми.

«Дух Христов, — по замечанию Московского митрополита Филарета, — не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, — как учит святой Иоанн Златоуст, — где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно»… Среди христианских народов почти повсеместно настоящий праздник, как праздник рождения Богомладенца, считается по преимуществу праздником для детей. Для них вошло в обычай устраивать елку, украшенную разными игрушками и сластями и по вечерам освещаемую зажженными прикрепленными к ее ветвям свечами. Елка служит символом древа жизни, возвращенного с рождением Христа Спасителя. Будучи украшена зажженными свечами, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа. Будучи обвешана плодами, она служит символом непрестающего царства благодати и ее спасительных плодов, открывшегося с Рождеством Спасителя.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.