«Гендель — величайший композитор из всех когда-либо живших. Я хотел бы преклонить колени на его могиле», — говорил Бетховен. «Он наш общий учитель», — утверждал Гайдн. «Гений Генделя велик как мир», — писал Лист. Уже при жизни он достиг вершин славы: Германия и Англия спорили за право считать его своим национальным гением; в Лондоне ему был поставлен памятник; в Париже продавался его портрет; в Англии и Франции его считали самым крупным оперным композитором, достойным соперником итальянцев, а в Италии называли «знаменитым саксонцем». Гендель родился в Галле, в 1685 году. Его отец, цирюльник и хирург на службе курфюрста Саксонского, хотел видеть сына юристом, питая презрение к профессии музыканта; однако по настоянию курфюрста, пораженного игрой на органе семилетнего мальчика, согласился обучать его музыке. Первым педагогом Генделя стал Ф. Цахау, органист и композитор, оказавший на него сильное влияние.
В семнадцать лет, выполняя волю покойного отца, Гендель поступил на юридический факультет университета и одновременно стал работать органистом и композитором в церкви, пользуясь большим авторитетом в родном городе. Год спустя он переехал в Гамбург — один из передовых центров Германии, где был основан первый городской немецкий оперный театр, переживавший свой недолгий расцвет. Здесь Гендель играл на скрипке и клавесине в оркестре и в двадцать лет добился блестящего успеха, поставив свои первые оперы. Но вскоре Гамбург стал тесен для молодого композитора, и осенью 1706 года Гендель отправился в Италию. Он пробыл там четыре года, встречался со многими прославленными музыкантами, состязался в игре на клавесине и органе с Д. Скарлатти и быстро завоевал широкую известность своими операми в жанре итальянской оперы-сериа: они имели огромный успех, что, по словам современника, «зрителей можно было принять за сумасшедших».
Вернувшись в 1710 году в Германию в качестве капельмейстера при ганноверском дворе, Гендель следующие семь лет жил то в Ганновере, то в Лондоне, где он также стал придворным композитором. Окончательный переезд в Англию произошел в 1716 году, а спустя десять лет он принял английское подданство. В 1720 году, по словам Генделя, закончился период его ученичества, и на протяжении почти двадцати лет он отдавал все свои силы руководству театром итальянской оперы и созданию опер в жанре итальянской сериа — всего им было написано и поставлено тридцать произведений, нередко по два-три в год. Здесь особенно проявились деятельная натура, организаторский талант, несгибаемая воля и неиссякаемый оптимизм Генделя. Руководимый им театр не раз прогорал и закрывался, аристократия предпочитала Генделю композиторов, специально приглашенных из Италии, а демократические лондонские круги видели в его операх чуждое им аристократическое итальянское искусство и высмеивали его в популярнейшей «Опере нищих».
Измученный интригами и банкротствами, Гендель был разбит параличом, поражен психическим растройством, долгое время находился при смерти, однако, выздоровев чудом за несколько дней, вновь упрямо продолжал борьбу. Но лишь на рубеже 30—40-х годов композитор нашел жанр, в котором наиболее полно раскрылся его талант и который принес ему подлинно всенародное признание. Это была оратория на героические библейские сюжеты, повествующие о борьбе и победе народа и ставшие популярными в Англии еще в эпоху революции 1649 года. Несмотря на духовные сюжеты, это были произведения чисто светские. «В глазах современников обращение Генделя к библейским сюжетам воспринималось как победа народного начала над аристократическим, национального над придворно — космополитическим, серьезного над развлекательным», — пишет советский музыковед В. Д. Конен.
Утверждение светского начала проявилось и в многочисленных сочинениях Генделя для органа, трактованного им не как церковный, а как концертный инструмент (композитор импровизировал на органе в антрактах своих ораторий). Важное место среди разнообразных инструментальных жанров заняли оркестровые сюиты и концерты Генделя, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, в лондонских парках, на берегу Темзы, при огромном стечении народа. Это — «Музыка на воде», «Музыка фейерверка» (написанная в честь заключения мира в 1749 году) и другие. В них, как и в ораториях, наиболее отчетливо сказалась демократическая направленность искусства Генделя, обращенного непосредственно к широким народным массам. Г. Ф. Гендель скончался в 1759 году.