1 января 1851 года решением императора Николая I была создана Самарская губерния. Новая административная единица Российской империи состояла из 7-ми левобережных уездов — Самарского и Ставропольского (перешедших от Симбирской губернии), Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского (из состава Оренбургской губернии), Николаевского и Новоузенского, ранее входивших в Саратовскую губернию. В Самарской губернии, таким образом, было 8 городов (губернский — Самара, 6 уездных и упраздненный Ставрополь) и 2014 поселений разного типа. Население составляло около 1,5 миллиона человек. Такой огромной территорией очень трудно было управлять. Без создания органов городского самоуправления вряд ли можно было ожидать эффективного взаимодействия между губернскими властями и уездным населением. Первое время местными делами занимались окружные начальники. С 1870 года, по Городовому Положению, были организованы городские Думы и управы. Городским органам общественного управления отводилось решение городских проблем. Но время шло, накапливалось огромное количество идей и не решенных вопросов. Все это требовало изменения Положения 1870 года. Изменилась и политическая конъюнктура с приходом к власти Александра III. Ввиду этого, в 1892 году принимается новое Городовое положение, конкретизировавшее структуру органов городского самоуправления.
Уездные органы городского самоуправления были сконструированы следующим образом. В состав городских органов самоуправления входили городская Дума и городская Управа. Дума в этой структуре выступала в роли представительского собрания, а управа — в качестве исполнительного органа. Основным элементом городского самоуправления являлась Дума. Она состояла под председательством городского головы из «гласных» («гласными» депутаты Думы назывались ввиду того, что они имели 1 «глас» (голос) на заседаниях), избираемых сроком на 4 года. Минимальным количеством гласных являлось 20. Они избирались от 100 городских избирателей. От каждых дополнительных 50 избирателей добавлялось по 3 гласных, пока количество не достигало: в «городских поселениях» и мелких уездных городах 40. Гласные Думы перед вступлением в должность приносили присягу о добросовестном исполнении своих обязанностей. Лишь лица, вероучение которых не позволяло им приносить присягу, давали расписку. Денег гласные за свою работу не получали — их работа была общественной. Поэтому на выборах в Думу устанавливался высокий имущественный ценз, позволявший избирать богатых граждан. Выбывали гласные со своей должности по собственному заявлению или в случае привлечения их к судебной ответственности до окончания возбужденного против них судебного производства. Выбывшие заменялись старшим кандидатом.
Работа городской Думы проходила на заседаниях, которые были обязаны посещать все гласные. Если они не являлись без уважительной причины или их оправдания не признавались уважительными, гласные подвергались различным наказаниям: в первый раз — замечанию от председателя земского собрания, Думы или собрания городских уполномоченных; во второй — денежному взысканию (гласный — не свыше 75 руб., а уполномоченный — не больше 25 руб.); в третий — сверх такого же денежного взыскания исключение из Думы или заседания уполномоченных на срок, самими гласными определяемый (не далее следующих выборов). На деле, конечно, мало кого из них наказывали за прогулы, и поэтому заседания нередко срывались ввиду отсутствия кворума. Заседания проводились под руководством председателя, который выбирался из среды присутствовавших на заседании гласных. Кворум для очередных заседаний Думы в уездных городах считался по 1/2 от общего числа депутатов. Для проведения чрезвычайных заседаний считалось достаточным любое количество гласных. В случае рассмотрения особых дел требовалось присутствие 2/3 от общего количества гласных в уездных городах. На заседания могли приглашаться также не входившие в состав гласных граждане для разъяснения спорных или сложных вопросов.
Предусматривалось не менее 4 и не более 24 очередных заседаний в год, причем расписание очередных собраний составлялось заранее, в декабре предшествовавшего года. Каждое первое сентябрьское собрание предназначалось для рассмотрения отчета по ежегодной городской переписи, а каждое первое ноябрьское — для обсуждения сметы доходов и расходов на следующий год. Городской голова перед созывом очередного собрания представлял список подлежавших на заседании рассмотрению дел губернатору и каждому из гласных. В случае невыполнения повестки дня не обсужденные дела переносились на другой день заседания. Предполагалось 4 источника поступлений предложений на дела для рассмотрения на очередном заседании Думы: по предложению губернатора; по предложениям гласных и головы; по представлениям управы; по просьбам и жалобам частных лиц. Эти предложения поступали через голову, управу или канцелярию губернатора. На проведение чрезвычайных собраний нужно было получить разрешение губернатора.
Правила проведения собраний Думы совпадали с правилами, установленными для проведения земских собраний. Все решения Думы вносились в журнал, который подписывался председателем и присутствовавшими гласными. Ведение журнала предоставлялось городским секретарем (секретарем Думы) или секретарем управы. Копии решений представлялись городским головой губернатору. Все дела решались в Думе простым большинством голосов. В случае равенства голосов при подсчетах голосований мнение председателя давало одной из сторон перевес. Никто из гласных не мог иметь больше одного голоса при голосованиях, и передача своего голоса другому лицу не допускалась. Голосование обычно проводилось открытой подачей голосов, за исключением работы с должностными лицами.
Уездная городская управа состояла из председателя (городского головы) и 2-х членов и избиралась из числа гласных или из имевших право на голос. Число членов управы могло быть увеличено до 3 в крупных уездных городах. Один из членов управы назначался заместителем («заступающим место») городского головы, который имел право исполнять его обязанности. При отсутствии заместителя исполнял обязанности городского головы старший по времени избрания и количеству голосов гласный. Распределение обязанностей между членами управы производилось путем внутреннего распределения и последующего утверждения Думой. Членам управы (включая городского голову), исполнительных комиссий и торговых делегаций полагалось носить при исполнении своих обязанностей и в торжественных случаях особые знаки по Высочайше утвержденным образцам. Члены управы могли даже не быть гласными Думы. Главным запретом при назначении на должности в управе являлись родственные связи: по прямой линии — без ограничений; в боковых линиях — до третьей включительно.
При голосовании в Управе дела решались большинством голосов, а при равенстве их — превосходством той части голосовавших, на стороне которых был председатель управы. Предусматривалась ротация до 2 депутатов в год в городской управе. При уходе со службы членов управ в первое трехлетие их четырехлетнего срока проводились новые выборы, а при уходе их в четвертый год их должности передавались официальным кандидатам, а при отсутствии кандидатов проводились новые выборы. Управе непосредственно подчинялись особые лица или особые исполнительные комиссии. В структуру городского самоуправления входили также создаваемые временно исполнительные комиссии или назначаемые на определенные направления работы «особые лица». На них могли возлагаться предварительное рассмотрение особо сложных дел, подлежавших ведению Думы.
Существовало также упрощенное самоуправление. В маленьких городах применение полной структуры было бы нерентабельным и неэффективным. Поэтому для них был предусмотрен «упрощенный» вариант. По нему городская Дума заменялась Собранием городских уполномоченных, состоявшим из 12 — 15 человек и избираемым сходом домохозяев, владевших недвижимым имуществом стоимостью свыше 100 р. Собрание избирало старосту, который являлся и председателем собрания, и исполнительным органом одновременно. Для успешной практической деятельности ему назначали 1 — 2 помощников. В 1917 году Советская власть ликвидировала «старорежимные» органы управления и самоуправления, заменив их новыми..
Самарская губерния является ключевым историческим этапом для российской истории. Возникновение губернии позволило расширить границы Российской империи и поддержать местную экономику. Поэтому я думаю, что появление самарской губернии принесло много пользы нашему обществу.