«Легкость в мыслях необыкновенная«
Выражение из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», 1836 год, действие 3, явление 6: (Хлестаков) «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях».
Главный герой комедии, Иван Александрович Хлестаков, желая произвести впечатление на своих слушателей, приписывает себе произведения, написанные другими авторами, и придумывает массу историй, которые с ним никогда не случались.
Говорится всегда иронически или с осуждением о болтливом человеке, который не задумывается над тем, что он говорит или делает.
Пример из литературы:
Нет ничего безнадёжнее попыток автора навязать читателю собственное мнение, не утруждая себя глубокой аргументацией, изложением убедительных доказательств. «Лёгкость необыкновенная в мыслях» не может служить украшением серьёзной журналистики (А. Романов, «Речь идёт о воспитании человека»).
«Лишние люди«
Выражение, возникшее на основе повести И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», 1850 год.
«Лишними людьми» называли социально-психологический тип героев русской литературы 1-й половины 19 века. Название «лишний человек» вошло в употребление после «Дневника лишнего человека» И. С. Тургенева, но сам тип героя сложился раньше: Онегин («Евгений Онегин», 1823 — 1832 годы, А. С. Пушкина), Печорин («Герой нашего времени», 1840 год, М. Ю. Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?»! 1841 — 1846, А. И. Герцена). Сюда же относятся и герои И. С. Тургенева: Рудин («Рудин», 1856) и Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1858 год). При всём внешнем различии «лишних людей» объединяло нечто общее: представители дворянских кругов, они были одиноки и чужды окружающей их среде, так как не могли примириться с действительностью и стояли выше её. Но для них характерна душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом. Критически относясь к окружающей среде, «лишние люди» не сумели найти в жизни настоящего применения своим силам, знаниям, и поэтому их благородные устремления, мечты о будущем остались неосуществлёнными. «Лишними» они казались в самодержавно-крепостнической стране, но в истории русской общественной мысли, в истории духовного развития передовой интеллигенции эти герои сыграли прогрессивную роль.
Примеры из литературы:
1) Создался особый тип «лишних людей», положительно изнемогавших под игом двоегласия (противоречия), источником которого была, с одной стороны, литература, а с другой — жизнь. Этот тип был в своё время усердно разрабатываем литературой, но он не был выдуман ею, а прямо выхвачен из жизни. Правда, что от этих изнемоганий и самобичеваний практически не было никому ни тепло, ни холодно и что, в большинстве случаев люди, страдавшие двоегласием, всё-таки представляли известную долю симпатичности (М. Салтыков-Щедрин, «Круглый год»);
2) Я неудачник, лишний человек… Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества… Мы вырождаемся (А. Чехов, «Дуэль»).
«Луч света в темном царстве«
Название статьи Н. А. Добролюбова, 1860 год.
«Тёмное царство» — здесь: символ самодержавно-крепостнической России.
В статье Н. А. Добролюбова дан анализ пьесы А. Я. Островского «Гроза». Самоубийство героини пьесы, Катерины, Добролюбов рассматривает как протест против произвола и самодурства «тёмного царства». Правда, это ещё пассивный протест, но он свидетельствует о том, что в угнетённых массах пробуждается сознание своего достоинства и своих прав. Поэтому Добролюбов и назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве».
Смысл: прогрессивное, светлое явление в среде отсталости и произвола. Обычно употребляется по отношению к прогрессивным деятелям или явлениям.
Пример из литературы:
Это был «луч света в тёмном царстве», первая попытка выступить против существовавших условий крепостного права, которая, хотя и закончилась неудачей, имела важное значение для всей последующей борьбы народа.
«Любви все возрасты покорны«
Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 1823 — 1832 годы, глава 8, строфа 29.
Смысл: любовь приходит к человеку в любом возрасте.
Примеры из литературы:
1) Миша и Марина считали себя навек созданными друг для друга. Во всяком случае, если, как утверждал поэт, любви все возрасты покорны, то в особенности это относится к нашим влюблённым, которым вместе ещё не исполнилось и сорока (В. Александров, «Затянувшийся фокстрот»);
2) — Вы ещё занимаетесь гимнастикой? — простодушно удивилась хозяйка гостиницы. — А почему бы и нет? Гимнастике, как и любви, все возрасты покорны (А. Авдеенко, «В поте лица своего…»).
Похожие страницы:
1. И жить торопиться и чувствовать спешит
2. Здравствуй, племя младое, незнакомое
3. Здесь будет построен новый город
4. Жив курилка
5. Доктор Айболит