День Святой Великомученицы Параскевы

Парасквева-Пятница — одна из наиболее почитаемых святых угодниц в России. И. П. Калинский: “Святая угодница эта исстари пользуется у русского народа особенным уважением, и с памятью ее в нашем народе соединяется множество самых своеобразных верований, обычаев и обрядов. В древних наших месяцесловах и святцах при имени этой угодницы постоянно встречается имя Пятница и обыкновенно пишется Святая Параскевия, нареченная Пятницею. В былое время самые храмы, посвящаемые имени Св. Параскевы, назывались Пятницами. Название Пятниц присваивалось еще и другого рода памятникам, которые в старину на Руси ставились в виде придорожных небольших часовен. У простого русского люда большею частью и ныне великомученица Параскева называется “Пятницей”, “Пятиной”, “Петною”. Изображение Св. Параскевы-Пятницы было в особенном употреблении у наших предков. Наши мастера обыкновенно представляли ее на иконах в худощавом виде и высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы Св. Парасквевы-Пятницы в старину можно было найти почти в любом доме.”

Обычай этот связан он с дохристианскими верованиями славян: пятница издревле была днем, посвященным покровительнице рода и семейного очага (имя ее было разным в разных областях Руси). Когда оказалось, что день памяти христианской великомученицы Параскевы совпадает с традиционным днем покровительницы рода, Св. Параскеву и стали называть Пятницей. С исчезновением дохристианского бога Велеса Св. Параскева стала признаваться также “покровительницей полей и скота”. А потому во многих местах в день памяти ее наши предки приносили в церковь для освящения разного рода плоды. Приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего Нового года. Иконы Св. Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Поселяне убирали их разными лентами, цветами, монистами, душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях.

Во многих губерниях России в день памяти Св. Параскевы простолюдины носили в церковь отрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящается этой угоднице и потом привешивается к ее образу. В связи с этим обычаем находится еще одно название Св. Параскевы — “Льняница”. Кроме того, Параскеве-Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. По верованию наших предков, Св. угодница эта считалась также целительницей разных человеческих недугов. В особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, при лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь Св. Параскевы составлены особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконой Св. Параскевы-Пятницы свечи, в надежде получить свободу от нечистого духа.

Цветы, травы и другие привести к образу Параскевы-Пятницы также почитались у наших предков одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год. В случаях какой-либо болезни предки наши варили их в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Св. Параскева-Пятница считалась еще покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! — молились в старину девицы, — покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха. Наконец, Св. Параскеве наши предки приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны в России “пятницкие торги” и ярмарки. Но иногда Св. Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. “По погостам и по селам лживые пророки мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются Святая Пятница и Настасия и велят, чтобы они заповедовали христианам каноны засвечивати (говоря упрощенно: поклоняться огню. — И. П.).

Женщины эти заповедуют христианам в среду (среда в дохристианские времена также посвящалась покровительнице рода и семейного очага) и пятницу ручного дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и иныя заповедуют дела делать, противныя божественному писанию”. Во многих деревнях России и доныне по пятницам женщины не прядут, не варят щелока, не стирают белья, не выносят из печи золы, а мужчины не пашут, не боронят, почитая эти работы в этот день за большой грех. В деревнях рассказывали, что в среду и пятницу ходит по селам Св. Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на Земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. В древней Руси в честь Св. Параскевы соблюдались особые двенадцать пятниц, которые назывались обыкновенно временными, а именно: 1 -я пятница — в первую неделю Великого Поста; 2-я — пред Благовещением; 3-я — на Вербной неделе; 4-я — пред Вознесением; 5-я — пред Троицыным днем; 6-я — пред Рождеством Иоанна Предтечи; 7-я — пред Ильею-Пророком; 8-я — пред Успением; 9-я — пред Архангелом Михаилом; 10-я — пред Кузьмою и Демьяном; 11-я — пред Рождеством Христовым; 12-я — пред Богоявлением.

Наши предки называли еще эти двенадцать пятниц именными — оттого что каждая из них носила название: Пятница Благовещенская, Пятница Успенская и т.д. Каждой из этих пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать — как, например: “Кто будет поститься в первую из двенадцати пятниц, тот будет избавлен от внезапной смерти”. Кроме того, в былое время также уважались обетные пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались от чего-либо. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я — Обжорная (на 3-й неделе Великого Поста); 2-я — Страстная; 3-я — Спасовая; 4-я — Временная; 5-я — Разгульная; 6-я — Молебная; 7-я — Кающаяся; 8-я — Праздничная и 9-я — просто: Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам — особенно во время засухи, неурожая, падежа скота, — можно видеть из свидетельства древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в 16 веке писались заповедные записки. Например, в 1590—1598 годах крестьяне Товренской области “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, ни молотити, а кто заповедь нарушит, на том доправить восемь алтын и две деньги”.

Еще в честь Параскевы-Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. У православных все 52 пятницы — как в старину, так и в наше время — очень важны. Крестьяне держатся того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь Св. Параскевы-Пятницы в древнее время на перекрестках и распутьях дорог ставили особенного рода столбы с изображениями Св. Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению весьма похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными, мистическими (таинственными) местами. При них древнерусский люд обыкновенно торжествовал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающими в далекий путь; у этих же, наконец, Пятниц девицы вымаливали себе хороших добрых женихов.

В житии Св. Параскевы мы напрасно стали б искать основания и объяснения всем указанным народным представлениям и понятиям относительно этой угодницы. В повествовании о ее житии видно только указание, отчего Св. Параскева получила название Пятницы, а именно: родители этой Святой угодницы были люди благочестивые и бездетные; они, прося Бога о разрешении их неплодства, проводили по обету день пятницы в особенных подвигах молитвы и поста и в делах благотворения. Господь услышал их молитву, и у них родилась дочь, которой они, по случаю рождения в день пятницы, дали имя Параскевы (Paraskeue — по-нашему: Пятница). Жизнеописанием Св. Параскевы можно объяснить особенное почитание в нашем народе дня пятницы. Но откуда же могли получить свое начало все прочие народные верования и понятия относительно Св. Параскевы-Пятницы? Весьма вероятно, что они имеют языческое происхождение”.

Как уже говорилось, в древней, дохристианской вере славян существовала богиня — покровительница рода и домашнего очага. Ее называли Лада, или Жива, или Акошъ (и другими именами — в зависимости от местности). “Богиня эта, по воззрению древнего язычества, соединяла в себе почти все те представления и понятия, какие наши предки позднее обобщали в лице Параскевы-Пятницы. Так, например, у древних язычников Лада, Жива или Мокошь считалась покровительницей плодородия и изображалась с колосьями и цветами в руках. Затем, богине Живе (или Мокоши), подобно как и Ладе, присваивалось покровительство брачным союзам. В старину совершалось даже особое веселое празднество в честь Лады или Живы, и у наших предков эти божества считались между собой весьма близкими.

По древнерусскому народному представлению, Лада олицетворялась в образе светоносной девы и считалась предвестницей Солнца. О ней-то наши предки думали, что, когда она шествует по Земле, следует избегать всяких работ, поднимающих пыль, нельзя чесать и прясть лен, мыть белье, сверлить колеса, рыть, пахать, боронить землю и т.п., чтобы всем этим не запылить светозарного лика и зорких глаз странствующей богини. Когда же во время путешествий по Земле этой богини кто-либо занимался пряжей или шитьем, то за это она наказывала не почитающих ее. Видя в древней Ладе, Живе или Мокоши (а днями этих богинь были среда и пятница) одно из важнейших, отчасти благодетельное, отчасти грозное божество, наши предки старались должным образом и чествовать ее. Последнее тем более являлось как прямая необходимость, что самое имя Пятницы указывало на один из дней недельных, который и был окончательно избран праздником в ее честь.

Однако против народных представлений и соединенных с ними обыкновений не могла не восставать Церковь в лице своих представителей, и потому, например, все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 года к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Не говоря уже о том, что самое сказание об известных двенадцати пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим (не авторитетным) сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву-Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало от того, что в старину (как во многих местах и до сих пор) день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев.

Наконец, что касается пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы-Пятницы, можно положительно сказать, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. В древнее время у нас на распутиях ставились столбы, “чурбаны”, истесанные “болваны”, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без поклонения и какой-либо жертвы. Эти дохристианские памятники олицетворяли собою богов – покровителей полей и границ. С введением христианства обычай ставить эти “чурбаны”, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы-Пятницы, покровительницы полей и плодородия” (заменившей собой в этой роли древнейшего бога полей и пастбищ Велеса).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.