История Великого Поста

Нередко спрашивают: а почему дни поста тоже считаются торжественными? ведь это — время ограничений, а не веселья? Но прежде всего это — время молитвы, добрых дел, поста духовного. Соблюдение поста — не изнурение, а воздержание от страстей и пороков, прощение обид, очищение от грехов, покаяние. Великий Пост, или Святая Четыредесятница (т. е. сорок дней), начинается за семь недель до Пасхи. Четыредесятница — это воспоминание о 40-дневном посте Спасителя, а следующая за ним Страстная неделя — память о последних днях Его земной жизни. Всего этот пост длится 48 дней. В народе понедельник первой недели известен под именем Чистого.

Очищение это состоит главным образом в том, что теперь народ совершает по Масленице “тужилки”, которые сопровождаются “полосканием зубов” (опохмелением), кулачными боями (“для вытряхивания блинов”), мытьем в банях и т.п. После этих обрядов все поздравляют друг друга с наступающим Постом. В Белоруссии, кроме упомянутых обрядов очищения, в Чистый понедельник белят и чистят хаты, не варят ничего съестного и стараются хранить в особенной чистоте домашнюю посуду. В других местах Южной России в этот день тоже не употребляют другой пищи, кроме не варёной, но пекут так называемые “жилавники” — пресные коржи, отчего Чистый понедельник называется здесь Жилавым.

Обряды народного очищения пред наступлением Великого Поста совершаются не только у нас. Так, у болгар понедельник первой недели Великого Поста тоже носит имя Чисти понедельник, и в этот день собирается болгарская молодежь, зажигает солому и, перескакивая через огонь, приговаривает: “Урба Лe-Лe! Урба Ле-ле-ле!” Если поставим этот обряд в связь с подобными ему обрядами древнерусскими, то нельзя не увидеть, что в нем сильно пробивается древнее языческое верование в очистительную силу огненной стихии. На этой же неделе Великого Поста, в пятницу, во многих местах соблюдается обычай приносить в церковь к вечерне в стакане мед, который называется Кануном. Над этим приношением в пятницу совершается краткая лития, и после того оно обыкновенно возвращается приносителям.

Можно тут заметить, что с незапамятных времен мед служит символом спасения. В древних мистериях, например, медом умывали руки и приписывали ему очистительную силу. Легко поэтому допустить, что верования подобного рода были и у наших предков, и под влиянием их они могли смотреть на мед как на вещество, приличное для освящения в церкви. Церковь освящает, как известно, для своего употребления сродное с медом вещество — воск. Неделя первая Великого поста у наших предков называлась неделей Феодоровою, очевидно — от имени Св. Феодора Тирона. Так, например, в Киевской летописи под 6854 годом читаем: “Той же зимы прииде князь Симеон в Новогород на стол по Феодоровой неделе”.

Четвертая неделе Великого Поста в народе известна под именем “Средокрестной” — очевидно, оттого, что в среду на этой неделе обыкновенно исполняется половина Четыредесятницы. По уставу Церкви, для ободрения верующих к продолжению второй половины Поста тогда совершается поклонение Честному и животворящему Кресту Господню. Наши предки верили, что в полночь со среды на четверг “переламывается” Пост, и это будто бы происходит так осязательно, что можно даже этот перелом подслушать. Без сомнения, в честь Св. Креста и понесенных постных подвигов в простонародном быту приурочен к Средокрестной неделе обычай печь пироги в виде креста, которые обыкновенно и называются крестами. Кроме формы креста, поселяне пекут еще пироги наподобие разных земледельческих орудий — например, в виде сохи, косы, бороны. По обычаю, более благочестивые крестьяне сберегают часть этих крестцов к весенним посевам и с ними начинают засевать свои поля и огороды.

“Пятая неделя Великого Поста. В среду на этой неделе, по чину нашей Церкви, совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, которое обыкновенно называется Андреевым стоянием, Андреевым достоянием, или просто Поклонами. Св. Андрей-апостол считается у нашего народа покровителем брачующихся. Но простолюдины, не делая в этом случае различия в лицах и смешивая апостола Андрей с Андреем Критским, этому последнему присваивают тоже покровительство над браком. Потому в сельском быту как в день Андреева стояния, так и 30-го ноября (ст. стиля), в память апостола Андрея, девицы русские ходят в церковь и, между прочим, молятся этому угоднику о даровании хороших женихов. В Белоруссии по окончании богослужения Св. Андрею девицы возвращаются по домам и тут, ложась спать, рассыпают по своей постели заблаговременно приготовленную горсть льняного или конопляного семени. При этом они приговаривают: “На тэбэ, Святый Андрию, лен сию; да Боже-знаты, с ким буду горя гороваты”.

В субботу той же недели, по уставу церковному, совершается акафист, или поседальное пение, Пресвятой Богородице. Торжество это установлено в память чудесного избавления Византии от персов и аваров в 627 году. Оно обыкновенно называется Похвалою Пресвятой Богородице, отчего и суббота пятой недели получила у наших предков наименование Похвальной. Так, например, в Киевской летописи: “Ростислав вступи в Киев в ночь, в похвалу Св. Богородицы”, т.е. в субботу на пятой неделе Великого Поста. Наши простолюдины тоже называют пятую неделю Похвальною, или Похвалою, и, пользуясь созвучием, замечают, что “на Похвалу сорока похвалится яйцом”. Неделя Ваий, или Цветная. В русском церковнославянском Месяцеслове неделя эта обыкновенно называется Вербною, Вербницею, Вербичем. Название это дано неделе Ваий у нас потому, что по климатическим условиям России на праздник Входа Господня в Иерусалим положено в церкви освящать вербу, которая скорее других деревьев распускает почки.

Относительно праздника Входа Господня в Иерусалим нужно заметить, что он в старину имел важное значение, как церковно-народный праздник”. Предки наши в Вербную неделю соблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: “Не я бью — верба бьет”. А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: “Верба хлёс! — бей до слёз!” Священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила. Следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки. Равным образом ныне наблюдается в нашем народе обычай летом, во время грозы, ставить освященную вербу на окнах в доме — для предохранения от грома. Страстная неделя. В простонародном быту часто называется эта неделя Великими днями, или, еще чаще, Белою, либо Чистою, неделею.

Первое из этих название — Великие дни, — очевидно, буквально заимствовано нашими предками из церковного месяцеслова. Что касается другого, то оно объясняется народным обычаем, который исстари приурочен к Страстной неделе. В деревнях и селах, готовясь к встрече такого великого праздника, как Светлое Воскресение, начинают белить и прибирать свои хаты и вообще заботиться о возможной чистоте и опрятности у себя. Все эти домашние занятия и дали название Страстной неделе Белой, или Чистой. Впрочем, если заглянем в предания нашей старины, то найдем еще и другие обряды, которые тоже могли повлиять на название Страстной седьмицы Чистою, или Белою. В одной старинной веснянке поется про Страстную седьмицу: “На Белой неделе пожары горели”. В Великий четверг порану солому палили и кликали мертвых”. Исстари и доселе еще ведется в иных Местах в простом народе обычай, по которому имеющие накожные сыпи для излечения купаются в Чистый четверг до восхода Солнца, а другие, здоровые, обливают себя холодною водой — с той целью, чтобы на будущее предохранить себя от подобного рода болезней.

Обращая внимание на самый характер этих народных поверий и обычаев, приуроченных к Чистому четвергу — дню древнего Перуна, — кажется, нечего сомневаться в том, что они служат остатком еще дохристианских верований. В этих купаниях и пожарах весьма ясно пробивается древне языческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека — особенно ввиду наступающей весны, времени пробуждения и оживления всех сил природы. Поэтому Православная церковь сильно восстает против этих обрядов и называет их “прелестью и хулою еретичества”. Замечательно глубокое уважение нашего народа к так называемой “страстной четверговой свече”. Выслушав чтение Страстей Господних, многие из наших простолюдинов особенно заботятся о том, чтобы свеча эта не погасла, и стараются ее с огнем донести в свои дома. Пришедши домой, хозяева выжигают этою свечою кресты на потолках, дверях и других местах и вообще приписывают ей особенное значение.

Поэтому, например, четверговую свечу дают в руки умирающему, зажигают ее во время грозы, ставят пред иконой во время трудных родов, ходят с ней весной к пчелам. Что касается приурочения указанных верований к страстной свече, то основанием для этого послужил, очевидно, церковный обычай употреблять свечи при чтении Страстей Христовых. Наконец, на Страстной седьмице, в пяток, народ особенно соблюдает строгий пост. Этот обычай имеет основание в том, что в Великий пяток наша Церковь воспоминает обстоятельства страданий и смерти Спасителя. Во многих местах, в Великую пятницу есть обычай класть под плащаницу ладан. Это приношение нередко самими же священниками вместе с плащаницей переносится на престол, после чего ладан этот считается в народе священным, полезным от разных болезней, и между прочим от грома. Поверье это известно не только у нас: оно соблюдается также у болгар, которые в Великую пятницу кладут под плащаницу ладан, “да са освяти”, и считают его целебным средством, например, при зубной боли”.

В брошюре “Кухня Православного Поста” (издана по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Новосибирского и Томского) говорится и о приготовлении к Великому Посту, и о трапезах в разные его дни: “Дни от Рождества Христова до Великого Поста называются Рождественским, или Зимним, мясоедом. Этот период содержит три сплошные седьмицы — Святки, Мытаря и фарисея, Масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седьмицы (когда во все дни недели можно есть мясо). Сплошная седьмица наступает после Недели мытаря и фарисея (неделя по-церковнославянски означает: воскресенье). В следующую после сплошной седьмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Установление это имеет целью постепенное приготовление к Великому Посту. Последний раз перед Постом мясо разрешается в Неделю мясопустную, т. е. в воскресенье перед Масленицей. В следующую седьмицу — Сырную (Масленицу) — разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят.

Заговляются на Великий Пост (т.е. последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье. Этот день еще называют Неделей сыропустной. Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седьмицы Великого Поста. В понедельник первой седьмицы Поста (Чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седьмицы Поста: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение (хлеб, вода, фрукты, варёные овощи, компот); во вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная); в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае не водки). Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом; в понедельник, среду и пятницу — горячая пища без масла.

Рыба разрешается два раза за весь Пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седьмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седьмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). Сплошная Светлая седмица (неделя после Пасхи) — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после Сплошной и вплоть до Троицы (Весеннего мясоеда) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная”.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.