Предсвадебные приметы

Создание семьи — один из наиболее ответственных и важных моментов в жизни человека. К такому событию всегда готовились загодя, задолго до свадьбы. У всех народов есть свои обряды, сопряженные с выбором невесты, со сватаньем, рукобитьем и т.д. Естественно, всему этому сопутствуют и приметы, поверья. Все они направлены на то, чтобы предстоящая свадьба состоялась, не разладилась, чтобы будущая семья была прочной и счастливой. Значительная часть примет связана с самой свадьбой, с новобрачными, но немалое внимание народ уделяет и подготовительному периоду.

Чего не надо делать, чтобы вторая половина п6 сердцу пришлась? Когда лучше всего засылать сватов, а когда этого делать вовсе не стоит и почему? Имеют ли отношение к удачной помолвке такие бытовые предметы, как стол и веник? Как противостоять злым намерениям недоброжелателей? Эти и другие вопросы не случайно волновали людей на протяжении веков: ведь семья создавалась раз и навсегда. Поэтому старались подмечать, какие действия ведут к удачному завершению дела, а какие, наоборот, мешают удаче. В результате таких наблюдений и появились многочисленные приметы. Им можно верить, можно и попросту улыбнуться, не принимая всерьез, но знать их не мешает. По крайней мере, Вы не обидите ненароком тех, кто в эти приметы верит, не омрачите помимо своей воли общего праздничного настроения.

Предсвадебные обряды включают в себя песни, гадания, причитания, оплакивания и т.д. Немалое внимание уделяется просватанью, девичнику, каждому дню предсвадебной недели, расплетанию косы…

Обметешь кого-либо веником — навсегда холостым останется (замуж не выйдет).

Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре. Обметая человека, его оставляют с частью не выметенного мусора, кругом словно обручая с ним навечно.

Подметаешь пол неровно, мусор оставляешь — замуж за рябого выйдешь.

Смысл поверья — чисто воспитательный: с помощью такой ощутимой угрозы стараются научить девушек убирать в доме чисто. В самом деле, если везде будет виден мусор, то кто же из гостей захочет взять такую девушку в жены? Разве что “рябой” — тот, за которого никто замуж не идет.

Нельзя парню на пороге сидеть — никто за него замуж не пойдет.

С мистической точки зрения это поверье объясняется так же, как и прочие, связанные с порогом. Порог — место сакральное, символизирующее разграничение миров. Под ним некрещеных младенцев хоронили. Он — граница между домом и внешним миром. В то же время порог — неблагоприятное для здоровья место: тут легко и простудиться. По всем этим причинам ни приветствовать друг друга через порог, ни стоять на нем нельзя (невесту через порог переносят, чтобы она на него не наступила).

Хлебные крошки со стола стряхиваешь — денег не будет и замуж выйдешь за лысого.

В этой примете проявляется отношение и к столу, как одному из главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать), и к хлебу, как обожествленному продукту (нельзя хлебные крошки выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они уж привыкают к тому, как надо убирать со стола, чтобы замуж “за лысого” не выйти.

В среду и в пятницу не сватаются.

Это связано с тем, что среда и пятница — постные дни. С одной стороны, негоже в день поста о сватовстве думать, с другой — если придут сваты, возникают проблемы с угощением, что может сказаться и на результате переговоров. (Пост же в эти дни завещан потому, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли.)

Сколько морщин между бровями, столько раз жениться (или замуж выходить).

Скорее всего, примета носит шутливый характер, предостерегая от мрачного нахмуривания бровей. Но физиономисты могут пояснить ее по-другому: древняя наука о лице основывается на своих наблюдениях.

На углу стола сидеть — семь лет в девках оставаться (не жениться).

Четыре угла замыкают плоскость стола, его обособленное пространство. А на углу сидеть — значит угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния. С бытовой точки зрения эта примета не позволяет хозяйке плохо, неудобно рассаживать гостей, ибо любой из них, будучи посажен “под угол”, может обидеться.

Пришла сватья на рукобитье — двери на крючок.

Как только сват или сватья с родными жениха входят в дом родителей невесты, дверь тут же закрывается на крючок — чтобы случайно зашедший человек не сглазил дела.

Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет — дело не пойдет.

Еще говорят, что если сватья сядет, то и дети потом у молодых седунами будут, поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят ее поесть, то и дети обжорством страдать будут.

Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть.

Это для того делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых.

Свататься в апреле надо, до последнего дня.

Совет-примета основан на том, что в мае свататься или жениться — “всю жизнь маяться”. Корни его уходят в те времена, когда май был прочно связан с посевной. Впрочем, и сейчас майские сватовства и свадьбы — преимущество города, но не деревни.

Крещенское рукобитье — к счастливой семье.

Считалось, что на Крещение (б-е января ст.ст., 19-е января н.ст.) над Землею Небо отверзается, — поэтому все добрые начинания благословляются Свыше и завершаются успехом.

Чтобы парня приворожить, надо взять заслонку от печи, насыпать на нее зерен и накормить петуха.

Это связано с привлечением магических символов дома: петух символизирует плодородие (мужское его начало), отпугивает нечистую силу; печь — символ домашнего очага; зёрна – символ жизни и достатка. Кормя петуха, девушка приговаривает: “Как заслонка держится своего устья, так и петух чтоб держался дома, а мой жених — меня”.

Чтобы скорее замуж выйти, молились Параскеве-Пятнице: “Матушка Пятница-Прасковея, пошли жениха поскорее!”

Таково традиционное обращение к заступнице женщин. С этой же целью обращались и к Покрову: “Батюшка Покров, кроешь ты снегом землю и воду, покрой и меня, молоду!” Обращения эти связаны с временем года: основные сговоры проходили от Покрова (когда закончились полевые работы) до Кузьминок.

Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи — иначе толку от сговора не будет.

Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Хотя, если вдуматься, пришедшему с мороза человеку (а створки бывали, когда на улице — поздняя осень) действительно не мешает отогреться, — тогда и дело лучше пойдет. Тем более что сваха должна была все время стоять, сидеть ей запрещалось. Сваху обычно встречали припевом “Ой, Лада, Лада!”, чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу — покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: “свадьбу ладить”, “в семье лад”, то есть вспоминают имя Лады.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.