Краткая биография Натана Львовича Фишмана

Н. Л. Фишман — советский музыковед, талантливый пианист и педагог. Круг его профессиональных интересов широк и охватывает различные области музыкального искусства. Доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РСФСР, он на протяжении многих лет ведет разностороннюю творческую деятельность. Первые страницы творческой биографии Фишмана связаны с Баку. Окончив в 1928 году Азербайджанскую консерваторию (класс фортепиано М. Л. Пресмана), он совершенствует свое мастерство в Ленинградской консерватории у Л. В. Николаева, много концертирует с интересными и сложными программами.

С 1935 года протекала педагогическая деятельность Фишмана — сначала в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, а затем в училище при Московской консерватории. Более сорока лет посвятил он воспитанию молодежи. Вопросам фортепианного исполнительства и методики музыкального образования посвящены многие его музыковедческие работы. В конце 30-х — начале 40-х годов Фишман работал начальником отдела музыкальных учебных заведений Всесоюзного Комитета искусств. В его обязанности входило составление методических сборников и программ для музыкальных вузов и училищ.

Предвоенные годы связаны с интересной страницей деятельности Фишмана — он становится заведующим музыкальной частью московского Малого театра, а впоследствии принимает на себя также функции главного дирижера его оркестра. Во время войны он постоянно участвует в концертных фронтовых бригадах, выступая с артистами театра на различных участках обороны страны, перед бойцами советского флота, на Прибалтийских фронтах. Об этом позднее появится статья Фишмана “На правом фланге” в сборнике “Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны” (1949).

Многолетняя научная деятельность Фишмана связана с одним из крупнейших хранилищ страны — Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки, старшим научным сотрудником которого он был с 1951 по 1978 год. Здесь музыкант подготовил ряд работ, посвященных различным проблемам русской и зарубежной классики. Среди них — два тома писем Бетховена (1787 – 1811 и 1812 – 1816 годы), альбомы “Музыка в жизни В. И. Ленина” (совместно с Е. Н. Рудаковой) и “Людвиг ван Бетховен” (совместно с Т. В. Соколовой). В 1962 году вышла из печати “Книга эскизов Бетховена за 1802 – 1803 годы”. Более дясяти лет кропотливого труда понадобилось Фишману для изучения бетховенских эскизов и подготовки их к печати.

Ученый стремился к тончайшему восстановлению бетховенской нотной и словесной записи в том виде, как мыслил ее композитор. Не ограничившись переводом бетховенских записей в обычный нотный текст с подробными комментариями, Фишман создал большое и содержательное исследование о бетховенских сочинениях, записанных в “Книге эскизов”. В их число входят Героическая симфония, оратория “Христос на горе Елеонской”, Крейцерова соната, Вариации соч. 34 и 35, ряд вокальных и инструментальных сочинений и, наконец, некоторые неосуществленные замыслы композитора. В процессе исследования автор разрешает немало вопросов, относящихся к хронологии создания тех или иных сочинений, раскрывает обстоятельства творческой работы Бетховена в эти годы, поднимает важные музыкально-теоретические проблемы.

Бетховенская тема постоянно находится в центре внимания творческих интересов музыковеда. Помимо названных трудов он написал ряд работ, затрагивающих разнообразные стороны деятельности великого немецкого композитора. Им создан ценный справочник “Автографы Л. Бетховена в хранилищах СССР”. Под руководством Фишмана вышли в свет сборники статей о Бетховене выдающихся советских музыковедов, публицистов, исполнителей (Бетховен. Сборник статей. Вып. 1, 1971; вып. 2, 1972; Из истории советской бетховенианы, 1972). Серия его статей о Бетховене была опубликована в зарубежных издательствах (Гамбург, Мюнхен). Среди последних работ ученого — капитальное исследование “Этюды и очерки по бетховениане” (1982).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.