Краткая биография Адольфа Петровича Скулггэ

Адольф Петрович Скулггэ родился в Киеве, в семье строителя, большого любителя музыки, владеющего игрой на разных инструментах. Семейное музицирование, посещение оперных спектаклей, глубокие впечатления, почерпнутые в оперном театре, укрепляли решение посвятить себя музыке. Когда семья Скулггэ в 1922 году переселилась в Ригу, то параллельно учебе в школе будущий композитор продолжал серьезно заниматься музыкой, импровизировал, пытался сочинять. Однако, закончив школу, он поступает на инженерный факультет университета, и только позднее, под влиянием профессиональных музыкантов, оценивших его способности и укрепивших его веру в себя, он переходит в консерваторию, которую оканчивает в 1934 году по классу композиции Я. Витола. В 1936 году Скулггэ становится ассистентом своего учителя в консерватории. В эти годы он создает первые произведения, среди которых наиболее значительны симфонические поэмы «Волны» и «Рассвет», выявившие и некоторые черты, характерные для творческой индивидуальности автора: образное воплощение картин природы, тонкое чувство национального колорита, красочное оркестровое мышление.

Плодотворнейший период для композитора начался после освобождения Риги от фашистской оккупации. Уже в 1949 и 1950 годах он создает произведения, удостоенные высоких наград — Государственных премий СССР, а именно музыку к кинофильму «Райнис» и балет «Сакта свободы», созданный по мотивам пьесы Яна Райниса «Играл я, плясал». В дни декады латышской литературы и искусства в Москве в 1955 году его по достоинству оценили и тысячи зрителей Москвы. Симфонизм — одна из важнейших сторон художественного метода А. Скулггэ. Поэтому естественно, что композитор часто обращается к жанру симфонии. Он автор семи симфоний. Для многих из них характерна программность. Так, Первая симфония утверждает идею борьбы за мир, Вторая написана для хора и оркестра на тексты поэмы Райниса «Аве, сол» («Здравствуй, солнце»), Третья -«Космическая», посвященная советским космонавтам, является и первым опытом воплощения этой темы в советской инструментальной музыке. Последняя, Седьмая симфония (1981) называется «Берегите природу!»

Неоднократно обращался композитор к традиционной для латышской музыкальной культуры форме — хоровой песне. Но и в этом жанре он тяготеет к развернутым хоровым поэмам, кантатам, находя новые средства вокальной инструментовки, симфонизируя хоровое письмо (кантата «Эхо», созданная к столетию со дня рождения В. И. Ленина, хоровые поэмы «Как спят дети», «Леса шумят» и др.). В крупных произведениях для сцены ярко проявилась демократическая, народная направленность творчества Скулггэ. Балет «Гроза весной» (1967) посвящен дружбе советских и кубинских Народов, опера «Принцесса Гундега» создана по одноименной пьесе-сказке Анны Бригадере. Почти полвека А. П. Скулггэ ведет педагогическую деятельность в Латвийской государственной консерватории имени Язепа Витола. Особенно знаменательным является то, что его уроки композиции проходят в мемориальном классе-кабинете Я. Витола, ученика Римского-Корсакова, друга Глазунова и Лядова.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.