Краткая биография Александра Николаевича Холминова

Краткая биография Александра Николаевича Холминова

А.Н. Холминов принадлежит к поколению, юношеский возраст которого совпал с военным временем. Годы войны нашли отражение в его первых крупных сочинениях — симфонических поэмах «Молодая гвардия» (по мотивам романа А. Фадеева) и «Героическая поэма» (1954), в оркестровом полотне «Рожденные бурей» (1960). В студенческие и первые после консерваторские годы основное внимание Холминов уделяет камерно-инструментальным и симфоническим жанрам. Однако впоследствии ярче и полнее всего его талант раскрылся в музыке, связанной со словом.

К какому бы жанру ни обращался композитор, будь то песня или опера, инструментальная пьеса или оратория, он говорит со слушателями современным языком, доносит до них мысли и чувства, в которых бьется пульс времени. Его перу принадлежит кантата «Ленин с нами» (1967), музыка к документальным фильмам «Воспоминания о Ленине», «Живой Ленин», «Музей В. И. Ленина»; широкую и заслуженную популярность у разных кругов слушателей завоевала величавая песня-гимн «Песня о Ленине» (1955).

Оперный жанр постоянно привлекает внимание композитора. И в этой области он достиг многого: его опера «Оптимистическая трагедия» (1965; на сюжет одноименной пьесы В. Вишневского) сразу получила известность и обошла сцены разных театров страны. «Важно было, — писал о своей опере Холминов, — создать оперное полотно на революционную тему, где оживут легендарные героические образы и главный из них — женщины-комиссара. Именно не «озвучить» бессмертное творение Вишневского, а создать свою «Оптимистическую», так чтобы знакомые образы обрели новую жизнь.

С успехом шла и вторая опера Холминова — «Анна Онегина» (1967; по поэме С. А. Есенина), в которой раскрылась лирическая сторона его дарования. Образность оперы основана прежде всего на выразительных средствах мелодики — ясной, искренней, ярко национальной. Автор сумел чутко и точно уловить «эмоциональный нерв» поэтической речи Есенина. К высшим достижениям композитора в области камерных жанров можно отнести две одноактные оперы «Шинель» и «Коляска» (1975), продолжившие гоголевскую традицию советского музыкального театра, открытую оперой Д. Д. Шостаковича «Нос».

Спустя несколько лет для этого же театра композитором была написана опера «Двенадцатая серия» (1977; по мотивам рассказа В. Шукшина «А поутру они проснулись»), в которой социальная проблематика современности сочетается с характерностью и точностью раскрытия внутреннего мира персонажей. Автор шести опер (в 1974 году композитором была также написана монументальная героико-патриотическая опера »Чапаев»), Холминов не замыкается в рамках этого жанра. Им созданы три симфонии, ряд крупных произведений для хора, среди которых выделяется кантата «Ради жизни на земле» (1975), камерные инструментальные сочинения и песни.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.