Краткая биография Валентина Сергеевича Левашова

В. С. Левашов Родился он в Москве, но детские и юношеские годы провел в Сибири. Подростком бегло играл на рояле. В 1939 году он оканчивает Новосибирское музыкальное училище по классу фортепиано, а затем учится в Ленинградской консерватории (класс композиции В. Щербачева). С детства полюбив народную песню, Левашов остался верен ей навсегда. В молодые годы он отправляется за песнями в длительное странствие По Сибири — в самые отдаленные районы Алтайского края, Омскую и Томскую области, где записывает более трехсот песен. Многие из них, мастерски обработанные композитором, вошли в репертуар разных хоровых коллективов и получили всенародное признание.

Собственные песни Левашова появились в конце 30-х годов. “Что побудило меня попробовать свои силы в этом жанре? Думаю, этому способствовала прежде всего сама обстановка того времени, — рассказывает композитор. — В те годы расцвело настоящее “песенное движение”. В годы Великой Отечественной войны Левашову было поручено сформировать воинский ансамбль, для которого он написал немало песен, хоров, сделал обработки народных мелодий. Затем он руководил матросским ансамблем “Песни и пляски Краснознаменной Амурской флотилии”.

После войны композитор жил в Новосибирске. С 1948 по 1962 год он был ответственным секретарем Сибирского отделения Союза композиторов РСФСР. В 1954-1962 годах руководил Сибирским народным хором. “Сибирь тогда превратилась в гигантскую стройку, люди трудились с огромным энтузиазмом, — вспоминал композитор. — Кантату “Моя Сибирь”, сюиту “Над широкой Обью”, вокально-инструментальную сюиту “Широкие степи” на стихи В. Пухначева я посвятил труженикам родного края”.

В этот период творчества Левашов написал ряд крупных произведений, немало песен. Кантата “Сибирь Советская” (на слова В. Пухначева) рассказывает об историческом прошлом Сибири. Сюита для хора “Солнце над Сибирью” (на слова В. Пухначева), посвященная ХХII съезду КПСС. С 1962 года Левашов возглавляет Русский народный хор имени Пятницкого. Продолжая традиции В. Захарова, он вместе с тем стремится отразить особенности современной народной песни.

Основная творческая тема Левашова — патриотическая гражданская лирика — наиболее ярко проявилась в его песнях, посвященных теме Родины. Таковы песни “Как не любить мне эту землю” (на стихи В. Лазарева) , “Цвети, Россия” (на стихи Н. Палькина), “Люблю просторы русские” и “Позови меня, Россия” (на стихи В. Харитонова), “Родное Подмосковье” (на стихи самого композитора). Впечатляют военно-патриотические песни: “Соловьи-России” (на стихи Н. Палькина), “Солдаты, герои мои” (на стихи В. Харитонова), “Землю надо любить” и ‘Молодость, мир защити!” (на стихи А. Соболева). Последняя премирована на конкурсе песен, посвященном борьбе за мир и солидарность, в Берлине. Особенно дорога композитору баллада о подвиге космонавтов Г. Добро-Вольского, В. Волкова, В. Пацаева (на стихи Л. Кондырева).

Есть у Левашова произведения других жанров: сюиты для народных инструментов — “Счастливая земля”, “Колхозные поля”, “Сибирская полька”, “Родные поля”, концерт для фортепиано с оркестром, романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Блока, музыка к театральным постановкам, радио композициям, кинофильмам. Большой популярностью пользуется его музыкальная комедия “Золотые ключики”. Трудовой жизни молодежи, ее поискам, дерзаниям посвящена оперетта “Ветры весенние” (по пьесе И. Ромашко).

Много времени уделяет композитор общественной деятельности. Он вице-президент Общества “СССР—Канада”, заместитель председателя Центрального правления Общества советско-корейской дружбы, член правления Союза композиторов РСФСР, член президиума Центрального Дома работников искусств, часто является членом жюри многих конкурсов песен, народных певцов и исполнителей на народных инструментах, немало внимания уделяет делу развития самодеятельных народных хоров.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.