Краткая биография Алессандро Скарлатти

А. Скарлатти родился в Палермо, в 1660 году. Двенадцатилетним подростком он вместе с сестрами приехал в Рим, чтобы получить музыкальное образование. Точных свидетельств о том, у кого учился Скарлатти, нет. Но образцом для ранних опер Скарлатти, вероятно, стали вокальные произведения Дж. Кариссими, в которых получил дальнейшее развитие зародившийся во Флоренции в начале 17 века новый гомофонно-гармонический стиль музыки. В 1679 году в Риме была с успехом представлена первая опера Скарлатти “Невинная ошибка”, которая послужила хорошей рекомендацией при его поступлении на службу придворным капельмейстером шведской королевы Кристины, жившей в то время в Риме. Эта высокообразованная, покровительствующая искусству особа собрала вокруг себя ряд известных музыкантов, которые работали в ее капелле.

С 1683 года Скарлатти служит капельмейстером в церкви Сан-Джироламо и тогда же работает в качестве капельмейстера театра Сан-Бартоломео в Неаполе. В период 1703—1717 годов композитор живет то в Риме, то в Неаполе; служит помощником капельмейстера в базилике Санта-Мария Мад-жоре — одной из крупных церквей в Риме, преподает в Неаполитанской консерватории. Последние годы жизни он проводит в Неаполе. Учениками Скарлатти были такие крупные композиторы, как Г. А. Хассе, Доменико Скарлатти (сын Алессандро Скарлатти), Ф. Ду-ранте, Ф. С. Джеминиани и др.

Диапазон его творчества очень широк, включает произведения различных жанров: двенадцать симфоний в характере больших концертов (concerti grossi), шесть концертов для двух скрипок и оркестра, шесть концертов для чембало (клавесина) и оркестра, сонаты для различных инструментов, оркестровые сюиты. Но самая многочисленная и значительная часть творчества Скарлатти – вокальные сочинения. Он написал сто двадцать пять опер, двадцать ораторий, около шестисот кантат, большое количество культовых произведений. Музыка Скарлатти привлекает интонационной гибкостью, достоверностью в передаче разнообразных эмоциональных состояний, отличается особой кантиленной певучестью, что характерно для итальянского вокального искусства в целом.

А. Скарлатти явился создателем жанра серьезной оперы (opera seria). Тематика его опер преимущественно историческая или мифологическая, о чем свидетельствуют и их названия: “Флавий” (1688), “Статира” (1690), “Пирр и Деметрий” (1694), “Дафнис” (1700), “Тиберий, император Востока” (1702), “Сципион в Испании” (1714) и др. Исторический сюжет в операх Скарлатти служил лишь канвой для воплощения разнообразных чувств оперных героев. В центре музыкального действия у Скарлатти ария — эмоциональная кульминация, к которой направлено развитие сюжета. Такое исключительно важное значение, которое имела ария в опере-сериа, впоследствии привело к тому, что только она стала объектом внимания композитора. А. Скарлатти ушел из жизни в 1725 году.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.