Краткая биография Альбана Берга

Альбан Берг родился в Вене, годы жизни 1885-1935. Венские контрасты между кажущимся расцветом культуры и духовной бедностью, роскошью аристократических кварталов и нищетой рабочих предместий оставили неизгладимый след в душе юного музыканта. Решающую роль в формировании жизненных и творческих идеалов Берга сыграла его встреча с педагогом и композитором Арнольдом Шенбергом; под руководством которого он осваивает основы композиторского мастерства, изучает как традиционные методы композиции, так и новый принцип композиторской техники — додекафонию. Берг становится другом и соратником Шенберга. Наряду с А. Веберном он входит в так называемую новую венскую школу, но среди композиторов-нововенцев занимает особое место.

Список сочинений Берга весьма невелик; известно, что композитор был предельно скрупулезен в работе и долго обдумывал не только произведение в целом, но каждый такт и каждую ноту! Первые сочинения Берга связаны с жанром романтической песни (их создано более семидесяти). Здесь чувствуется еще не зрелый мастер, но уже уверенный ученик и продолжатель традиций Шуберта, Шумана, Листа и Брамса. К ранним сочинениям относятся образцы инструментального творчества, наиболее значительное из которых – Три пьесы для оркестра (1914), объединенные в большую симфоническую сюиту. В 1915-1918 годах, в разгар первой мировой войны Берг находился в армии.

Слава и признание пришли к Бергу с созданием оперы “Воц-цек”, явившейся событием в истории мирового музыкального театра. Впервые поставленная в Берлине в 1925 году, опера продолжает звучать на сцене многих театров Европы и Америки, в 20-х годах “Воц-цек” исполнялся в ленинградском Государственном Малом театре оперы и балета. Вслед за “Воц-цеком” Берг создает такие значительные произведения, как Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых (1925), Лирическая сюита для струнного квартета (1926), известный скрипичный концерт, завершенный композитором в 1935 году.

И все же основное место в творчестве композитора занимает опера. Спустя три года после премьеры “Воц-цека” Берг начинает напряженную работу над следующим оперным произведением — оперой “Лулу” по дилогии Ведекинда. Это сочинение осталось незавершенным и было поставлено только в 1937 году. В “Лулу” Берга нет такой социальной остроты, которая отличает его первую оперу, но в ней продолжает развиваться тема беспомощности разобщенных и несчастных людей перед силой рока. Произведения Берга звучат и поныне на крупнейших сценах мира.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.