Краткая биография Вахтанга Михайловича Чабукиани

Выдающийся танцовщик и балетмейстер, В. М. Чабукиани является одним из создателей грузинского классического балета, воспитателем национальных балетных кадров, автором балетных спектаклей. Вахтанг Чабукиани — сын тбилисского плотника, впервые познакомился с искусством танца в детской балетной студии М. И. Перини. По окончании студии он едет в Ленинград и поступает в хореографическое училище. Будучи учеником, с успехом дебютирует на сцене Государственного театра оперы и балета, а с 1929 года становится одним из ведущих солистов группы. Среди лучших партий артиста, показанных за двенадцать лет на сцене театра, — Базиль (“Дон Кихот” Минкуса) и Альберт (“Жизель”), Зигфрид (“Лебединое озеро” Чайковского), Жером (“Пламя Парижа” Асафьева) и Андрей (“Тарас Бульба” Соловьева-Седого). В этом же театре Чабукиани впервые выступил и как балетмейстер, поставив балет “Сердце гор” А. Баланчивадзе (1938) и “Лауренсию” А. Крейна (1939), в которых исполнил ведущие партии Джарджи и Фран-досо.

В одной из своих статей о балетном театре М. Габович писал: “Издавна сложившиеся традиции сделали балетный театр прежде всего театром балерины: она играла ведущую роль в спектакле, а мужчина лишь выполнял “сопровождающую”, вспомогательную функцию, отодвигался на второй план. Герои же Чабукиани — это танцующие герои, а не только партнеры балерины. Они протестуют, борются, совершают подвиги во имя прекрасного”. Если попытаться вспомнить партии, которые исполнил артист, придется назвать едва ли не весь классический балетный репертуар, многие советские балеты, в том числе произведения грузинских авторов. Герои Чабукиани жили в разные эпохи, различны их судьбы и характеры. Однако при всей их непохожести по первым штрихам можно определить почерк Чабукиани — исполнителя и хореографа.

Более тридцати лет (1941-1973) Чабукиани возглавлял балетную труппу Грузинского театра оперы и балета имени 3. Палиашвили, осуществив постановки многих классических и современных балетов: “Жизель” Адана, “Дон Кихот” Минкуса, “Эсмеральда” Пуньи, “Лебединое озеро” и “Спящая красавица” Чайковского, “Болеро” на музыку Равеля, “Золушка” Прокофьева и другие. Именно здесь были поставлены народная сказка “Синатле” Киладзе, старинная легенда “Горда” Торадзе, хореографический пересказ замечательных произведений мировой классической литературы — “Демон” Цинцадзе и “Гамлет” Габичвадзе, балет, посвященный героической советской молодежи (“За мир” Торадзе) , и детский спектакль, повествующий о пионерах и школьниках Грузии (“Сокровище Голубой горы”).

До 1968 года Чабукиани исполнял ведущие роли в балетах. Большой удачей артиста была партия Отелло в одноименном балете Мачавариани. За исполнение этой роли и постановку балета Чабукиани был удостоен Ленинской премии (1958). “Успех его в “Отелло”, — писала о Чабукиани Г. С. Уланова, — подготовлен всей предыдущей его деятельностью танцора и балетмейстера. Мне эта роль представляется его высшим творческим достижением”. Поиски нового выразительного языка, стремление к демократизации танца ярко проявились в последний период творчества Чабукиани, в его постановках 70—80-х годов, осуществленных в Тбилиси и разных городах СССР, — “Гамлет” Габичвадзе (1971), “Лауренсия” А. Крейна (1978), “Аппассионата” на музыку Бетховена (1980) и др.

Большой заслугой Чабукиани является воспитание национальных балетных кадров. С 1950 до 1977 года он возглавлял Тбилисское хореографическое училище, одновременно в 1968-1970 годах был руководителем балетмейстерского отделения Театрального института имени Ш. Руставели. Неоднократно Чабукиани участвовал в гастролях за рубежом, ставил спектакли в различных странах мира.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.