Сглаз, оговор и испуг

По поверью, при сглазе порча происходит не по злой воле человека, а от врожденной способности известного лица причинять вред всему, на что бы он ни посмотрел, даже без какой-либо предвзятой мысли: таково печальное и непонятное свойство некоторых людей. Хотя в прямом смысле и это есть порча, но в таких случаях уже не говорят — «испортили», а говорят лишь — «сглазили», или «приключилось» с глазу. Иногда «сглазу» приписывается лишь легкое недомогание — головная боль, соединенная с зевотой, а иногда все болезни внезапные, особенно сопровождающиеся тяжелым общим чувством и жаром.

Сглазу же приписываются параличи, и другие заболевания, причина которых является для крестьян неясной и темной. Особенной восприимчивостью к глазу отличаются дети, имеющие способность заболевать не только от порицания, но даже от похвалы, после того, как ими любовались. Ввиду той опасности, которую представляет для детей сглаз, их во многих местностях избегают даже показывать посторонним, незнакомым людям. Недобрыми глазами чаще всего считаются черные, большие, блестящие и глубоко впавшие.

Такое же значение, как глазу, приписывается действию дурных или сказанных «не в час» слов и смеха. Действующая в этих случаях причина называется в некоторых местах «обурочением» или «изурочением», происходящие от этой причины болезни определяются словом «уроки». Сделается у кого-нибудь лихорадка, заболит голова или заноет нога, это больного «взяли уроки», или его кто-нибудь «обурочил». Особенно неблагоприятные последствия имеют слова, сказанные в худой час. В старину считалось, что у каждого человека в течение суток есть свой худой час. Этот час всякий может подметить, если будет внимательно следить за своей жизнью: все несчастья и неприятности случаются с человеком в этот определенный час.

Болезни, происходящие от оговора, иногда носят специальное название — «озык». От озыка происходят многие внутренние и нервные болезни, в особенности ему приписываются, по-видимому, некоторые формы неврастении. По мнению народа, находящийся в озыке, собственно, ничем не болен, однако, недомогает, не только потому, что его «озыкнули», т.е. признали больным другие люди, а ему подумалось, что он и в самом деле болен: вот «от думы» ему и приключилось.

«Сглазили», «оговорили» — очень частое происхождение болезней, в особенности соединенных с исхуданием заболевшего. Если, ребенок, молодая девушка или парень будут бледнеть, худеть и сохнуть, причина лежит непременно в чьем-нибудь глазе или оговоре, всегда найдется человек, который это сделал и подыщется случай, когда это произошло. С глазу и оговору может пропасть молоко у женщин после родов, приключиться всякая другая болезнь и кончиться даже смертью больного.

«Это они, значит, с ребятами поехали в ночное лошадей стеречь, — объясняет мать потерю сына, — а вы сустретились с ними, глянули на моего-то, засмеялись это промеж себя, да и говорите: «Вишь, малый-то какой, на кукушечку похож». Ен тем же вечером воротился: в ночном, значит, его взяло, вступило ему в голову, в животе начало гореть, денечка четыре промаялся, а там Богу душу отдал»: — «Что же, ты лечила его?» — «И, да, што там лечить: люди не присудили, потому, говорят, это у него с оговору, все одно, никакое лекарство не поможет».

Одной из довольно частых причин заболеваний считается в деревне также испуг. Словами «заболеть с испугу, испужан, измешан» всего чаще определяется происхождение таких страданий, которые относятся к идиотизму, умопомешательству, истерии, эпилепсии и кликушеству. Представляя часто совпадение и случайность, испуг в некоторых случаях, коренясь на почве крайних суеверий народа, является действительным ближайшим причинным моментом некоторых нервных заболеваний и играет в таких случаях роль как бы самовнушения. Некоторые калужские, пензенские, орловские и другие крестьяне до сих пор не потеряли веры в «насыльного» беса, который может принять вид какого-нибудь животного или птицы и, появившись неожиданно перед жертвой, произвести то или другое заболевание.

При суеверно настроенном воображении самые простые случаи в состоянии производить потрясающее впечатление и создавать непоколебимую уверенность в неизбежности такого заболевания. «Сидим это мы прядем». — передает баба, — я на дворе ночь- темная-претемная. Вдруг, будто курица заклохтала, а они у нас в сенцах, на перемете сидели, я и говорю: поди-ка Наська, глянь-ка, что это там с курами подеялось? А она только, это; за крюк взялась, как шаркнет ей под ноги кошка, я это скорей к дверям, запираю, а девка-то, глянь под лавку, а там уж не кошка, а курица рябая: это он так обернулся. Вот с тои поры в девку и вступило».

Была еще загадочная деревенская болезнь «притка». К притке относили все то, что случалось с человеком внезапно. Если кто оступится и захромает — это притка, если сделается удар и отнимется рука, нога или язык — это тоже притка. «Вот, попритчилось ему что-то, говорят про больного, — надысь шел с гумна, вдруг, в бок кольнёт, так с того времени и слег; словно в дурное место ступил».

Похожие страницы:

1. Роль нечистой силы в появлении болезней
2. На сколько сильно верили в порчу на Руси
3. Лечение в старину средствами растительного происхождения
4. Ягоды и травы в народной медицине

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.