Немного о творчестве В. В. Куйбышева

Немного о творчестве В. В. Куйбышева

О семье и детстве, ранней революционной юности, о подпольной работе, большой партийной и государственной деятельности Валериана Владимировича Куйбышева известно многое. Что же касается самарского периода жизни В. В. Куйбышева, то тут и подавно тщательно исследован едва ли не каждый его шаг и каждое сказанное или написанное им слово. В частности, очень известна его речь в переполненном «Олимпе» 8 ноября 1917 года на заседании Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, комитетов железнодорожного и почтово-телеграфного союзов, заводских и полковых комитетов. «Театр был переполнен аплодисментами, — вспоминала член губкома РСДРП (б) Е. С. Коган. — Со всех сторон неслись клятвы в верности Советской власти, готовности бороться за нее до последней капли крови».

В. В. КуйбышевО том, что В. В. Куйбышев был музыкально одарен, любил Пушкина, Лермонтова и Некрасова, декламировал их и сам с детства писал стихи, нередко упоминается в биографической литературе о нем. Отдельные его стихотворения можно встретить в однотомнике избранных произведений, а также в книгах — воспоминаниях сестры Елены Владимировны. Но только собранные вместе они дают более емкое представление о личности Валериана Владимировича Куйбышева, его душевном мире и художественной натуре. Такую — первую и, в сущности, пока единственную попытку предпринял безымянный составитель тоненькой бесплатной брошюрки «Поэт-революционер», изданной в 1964 году республиканским мемориальным музеем В. В. Куйбышева в городе Кокчетаве тиражом всего в одну тысячу экземпляров.

молодой КуйбышевЕще будучи совсем юным, Валериан как-то услышал печальную песенку, которую пела знакомая девушка, и уже на утро, аккомпанируя себе на мандолине, полушутливо напевал на ее мотив свои, новые слова:

Слушайте, товарищи, песенку мою.
Эту песнь сложил я про судьбу свою…

Валериан Владимирович любил свою мать, при каждой возможности, часто из тюрем и ссылок, писал ей. А в одном письме прислал такое стихотворение:

Откуда, ласточки, вы быстро так летите?
Быть может, вы покинули край родины моей?
Ну что она? Но что же вы молчите?
Скажите же вы мне хоть что-нибудь о ней!

Быть может, ласточки, вы около летали?
Ну что мой дом?
Скажите мне хоть что-нибудь о нем…
Все так же милая, любимая мной мать

В слезах меня все поджидает?
О, как бы я хотел скорей ее обнять!
О, скоро ли мгновенье то настанет?

Мама В. В. Куйбышева, Юлия Николаевна, глубоко страдая и переживая за сына вела с ним переписку, а в ответах не раз получала стихи от сына.

Замолчи, мое сердце, не думай о воле,
О задумчивом лесе, о солнечном поле.
Слышишь, в камеру входят, грохочут ключи,
Скрой же слабость — в молчанье, будь гордым
в неволе, Замолчи!

По свидетельству друзей Валериана Владимировича по ссылке, он нередко читал им свои стихи и полюбившегося ему горьковского «Буревестника». Вероятно, не без влияния последнего Куйбышев сочинил стихотворение «Море жизни», которое уже вскоре широко распространилось в списках и даже обрело песенный — гимновый мотив:

Гей, друзья! Вновь жизнь вскипает!
Слышны всплески здесь и там.
Буря, буря наступает,
С нею радость мчится к нам.
Радость жизни, радость битвы
Пусть умчит унынья след.
Прочь же, робкие молитвы!
Им уж в сердце места нет.
Горе выпадет на долю —
Бури шум поможет нам.
Закалить страданьем волю —
Но не пасть к её ногам…
Наслаждение мыслью смелой
Понесем с собою в бой,
И удар рукой умелой
Мы направим в строй гнилой!..

А когда после ссылки он вновь оказался в тюрьме, в Томске, и неожиданно был отпущен до суда под залог и обязательство сестры Надежды Владимировны, то по пути в Каинск написал:

Скоро свобода! И сердце невольно Трепетно бьется, и жадно, и больно…
Искры мечты о неведомой дали В сердце больном так светло засверкали. Будет ли отдых глухому страданью?
Будут ли силы отдаться желанью? Хватит ли силы забыть дни позора?
Сердце вместит ли потоки простора? Поезд стучит монотонно до боли…
Годы страданья, глухой, злой неволи Так приучили к больному ненастью…
Силы нет верить ни жизни, ни счастью Ветер ворвался с просторных полей.
Бодростью, силой, свободой своей Он воскресил светлых грез красоту, Страстную жажду, святую мечту…
Путник усталый! Кручину развей! Свергни кошмар долгих, тягостных дней!
Верь: не убили всех сил палачи! Не говори же надежде: «Молчи!»

Совершенно иным предстает Валериан Владимирович в стихотворении «Лунная ночь», написанном им в ссылке, в селе Тутуры Иркутской губернии:

Полночь. Снежинок кристаллы пушистые Тихо и плавно летят.
Ветви деревьев, красиво волнистые, Снегом одетые спят.
Сказка кругом. И как в сказке мне грезится — Вот-вот из лунных лучей,
В снежную тэту одетая, явится Греза — царица ночей.

В апреле 1916 года, бежав из ссылки, Валериан Владимирович приехал в Самару под чужим именем. Вскоре он устроился на Трубочный завод — тогдашний центр подпольной большевистской деятельности — и включился в активную партийную работу. А уже в сентябре был арестован и посажен в одиночную камеру. Закончив следствие, начальник Самарского губернского жандармского управления доносил министру внутренних дел: «Находя дальнейшее пребывание Куйбышева вредным не только в столице, столичных губерниях, в городе Самаре и Самарской губернии, где имеются два казенных завода, но и в других местах, где имеются значительные предприятия, полагал бы Валериану Куйбышеву продлить срок в Восточную Сибирь еще на 5 лет».

Просимое распоряжение, разумеется, было получено: Туруханский край, на 5 лет. Когда партия ссыльных готовилась к отправке, Куйбышев написал свое, вероятно, последнее дореволюционное стихотворение:

Тянулась нить дней сумрачных, пустых,
Но мысль о вас, о милых и родных, Тоску гнала.
Улыбка расцветала, И радость бурная
по камере витала. Мы в путь пошли под звуки кандалов,
Но мысль бодра и дух наш вне оков,
Когда увидели мы лица дорогие,
Заботы милые, улыбки молодые,
Веселый смех и ласку милых слов.
Ваш образ милый, бодрый, дорогой
Растопит лед суровой, злой неволи
И воскресит мечту о светлой, гордой доле, О днях грядущих, наполненных борьбой.

Переправленное на волю, многократно переписанное от руки и перепечатанное на машинке, это стихотворение быстро разошлось по рабочей Самаре. А один лист со стихотворением «К друзьям» впоследствии оказался драгоценным экспонатом Куйбышевского музея краеведения. Ибо на нем после слов «Двенадцать в путь идущих. Самара. 7 февраля 1917 года» первой стоит подпись — автограф Валериана Владимировича. Весть о Февральской революции, принесшей свободу узникам, нагнала ссыльных далеко за Красноярском. 16 марта 1917 года самарские пролетарии и большевики встретили В. В. Куйбышева на вокзале. Через несколько дней его избирают председателем Самарского Совета рабочих и солдатских депутатов. Тогда же он становится и руководителем городской партийной организации.

25 января 1935 года жизнь партийного и государственного деятеля, секретаря и члена Политбюро ЦК, ВКП(б) Валериана Владимировича Куйбышева преждевременно оборвалась. А с 27 января, по ходатайству трудящихся и партийной организации Самары, город, где он жил стал носить его имя.. В настоящее же время его имя носит площадь в историческом центре Самары.

площадь В. В. Куйбышева Интересные страницы:

1. Бардовские песни
2. Грушинский фестиваль
3. Площадь Революции
4. Рыбалка на Волге
5. Улицы Самары

На Главную

Губернская Самара
Самарская область
0 582 9 мин.
История флага Самарской области
Самарская область
0 278 3 мин.
Состояние растительного покрова речных истоков в Самарской области
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.