Немного о деятельности Самарской губернской администрации в 19 веке

Немного о деятельности Самарской губернской администрации в 19 веке

В России во второй половине 19 века основные направления деятельности губернских органов управления определялись, прежде всего, правительством, посылавшим местной администрации указы и распоряжения, а также местной администрацией в лице губернатора — по итогам каждого года, в форме «видов и предположений».  Первый источник — правительственные указы и распоряжения (циркуляры), а также их проекты. Второй источник — отчеты губернатора и его циркулярные распоряжения. В Самарской губернии с момента ее основания одним из основных вопросов, решаемых местной администрацией, практически до конца 80-х годов 19 века была колонизация края. В связи с этим проводилась политика переселения на казенные земли Самарской губернии крестьян из других мест. Только с 1881 по 1889 года было переселено 13512 душ мужского пола, и далее намечались еще больше. Но экономическое положение переселенцев было неудовлетворительным — они не имели не только рабочего скота и земледельческих орудий, но даже сносного жилья и не привыкли работать на крепкой залежной земле. А местные крестьяне-собственники из-за притока пришлых крестьян получили земли в 4 раза меньше положенного им количества. Поэтому губернатор А. Д. Свербеев в отчете за 1889 год рекомендовал прекратить переселения.

С колонизацией и вообще с движением населения был связан вопрос об административном делении губернии. В 1876 году в Санкт-Петербурге комиссией о губернских и уездных учреждениях решалось дело о делении уездов некоторых губерний на станы. Самарская губерния выделялась среди прочих быстрым ростом населения, и ее новое деление на станы также отличалось от остальных. В большинстве ее уездов число станов было увеличено на 2 (в Симбирской губернии — на 1, в Пензенской губернии половина уездов осталась в прежнем виде). Станы являлись полицейскими территориальными единицами, и нужно было принять меры по увеличению численности полиции. Той же комиссией были собраны сведения о действиях полицейской стражи в губерниях. По Самарской губернии сведения за 1875 год были неутешительными: за неспособность к службе (в том числе за пьянство) были наказаны более 60 человек, из них 32 человека удалены от должности. Вольнонаемная стража, таким образом, не оправдала себя, и в дальнейшем поднимался вопрос об увеличении числа штатных полицейских чинов. Недостаток последних отмечался в отчете Самарского губернатора даже за 1895 год.

С 1864 года одним из основных направлений деятельности губернской администрации стало попечение о губернском и уездных продовольственных капиталах. Продовольственные капиталы могли пополняться из источников местных, путем перераспределения средств. Так, например, в 1880 году губернатором в отчете за предыдущий год было предложено пополнять их из доходов от продажи спиртных напитков в селениях. В 1884-1990 годах в Самарской губернии в целях борьбы с чумой рогатого скота проводились противочумные мероприятия. Как отмечал губернатор в отчете за 1889 год, система противочумных мероприятий оказала благотворное влияние и на соседние губернии. Главным направлением деятельности губернской администрации было наблюдение за порядком и «благочинием» в обществе. Охранение порядка прежде всего заключалось в борьбе с расколом. Арест и высылка собственно за раскол (исповедование и проповедование) были не единственными мерами наказания. Арест сроком до 3 месяцев или тюремное заключение сроком до 2 лет полагались (независимо от вероисповедания) и за ранние или кровнородственные браки, которые, по донесениям благочинных, были распространены среди сектантов.

В принципе борьба с расколом начиналась с посещения заблудших приходским священником, и уклонение от этого было запрещено. Нередко такие посещения не имели результатов, но и тогда карательные меры применялись не ко всем — те, кто не распространяли раскол, оставались на свободе. С начала 80-х годов 19 века отношение к раскольникам стало более терпимым. В Самаре и уездах им разрешалось устраивать свои молельни, но с условиями предельной скромности обрядов, тишины служб и, естественно, нераспространения ереси, — одним словом, так, чтобы остальное население даже не догадывалось об их службах. С середины 70-х годов 19 века важное место в работе местных органов МВД стали занимать надзор и пресечение оппозиционных правительству движений. Обвиняемых в антиправительственной пропаганде отправляли на судебные процессы в Санкт-Петербург, где суд над ними производило особое присутствие Правительствующего Сената. Деньги на пересылку обвиняемых ассигновались уездной полиции из уездных казначейств, а компенсацию за их пересылку взыскивали из их же имущества. Если же имущества не оказывалось, расходы на пересылку покрывались из суммы по смете Министерства внутренних дел на продовольствие, пересылку и лечение арестантов.

Основная масса циркулярных распоряжений губернаторов была так или иначе связана с налогами и сборами. Традиционно основой благосостояния населения, кроме его безопасности, считалась его платежеспособность. Поэтому важной частью деятельности губернской администрации, кроме введения новых налогов и сборов, было ограждение людей и земских учреждений от нереальных или незаконных поборов. Так, например, в 1870 году губернатор Г. С. Аксаков дважды напомнил земским управам об отмене платежа весовых денег за корреспонденцию от земских учреждений, а также предписал мировым посредникам предотвращать незаконные натуральные сборы с сельских обществ проезжающими чиновниками. В отчетах за 1872 и 1895 года губернаторы указывали на крайнюю затруднительность сбора недоимок из-за неурожаев, и предписывали полицейским органам принимать принудительные меры против неисправных плательщиков. Занимаясь всеми вышеуказанными делами, администрация, естественно, заботилась и о собственном обеспечении.

К концу 80-х годов 19 века по ведомствам юстиции, народного просвещения и военному ведомству были созданы эмеритальные кассы. Однако по главному ведомству — внутренних дел — они все еще отсутствовали. Чиновники этого ведомства, при длительной выслуге лет, продолжали получать малые оклады (не менявшиеся с 1827 года) и пенсии. Обращая внимание на необходимость повышения содержания чиновников, губернатор в то же время отмечал, что затруднений в пополнении состава служащих достойными людьми не было. Таким образом, в пореформенный период основные направления деятельности администрации Самарской губернии в различных сферах носили попечительный и охранительный характер. Они были подчинены одной задаче — сохранить спокойствие и не допустить нестабильности в любой отрасли управления. Поэтому система органов управления Самарской губернии была типичной местной администрацией.

Похожие страницы:

1. Паспортный режим в дореформенной Самаре
2. История постройки Самаро-Златоустовской железной дороги
3. История Похвистневского района
4. История появления речного яхт-клуба в Самаре
5. Известные англичане бывавшие в Самаре

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 490 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 443 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.