Улица Челюскинцев в Самаре

Улица Челюскинцев находится в Октябрьском районе города Самары. Старое название улицы – Орловская, в Рабочем поселке. 17 октября 1934 года была переименована в честь команды парохода “Челюскин”.
Краткая история парохода “Челюскин”:
16 июля 1933 года пароход “Челюскин” вышел из Ленинградского порта и в обход Скандинавского полуострова направился в плавание. Знаменитый рейс начался 10 августа 1933 года. Рано утром “Челюскин” – обычное товарно-пассажирское судно – вышел из Мурманска во Владивосток. Капитан – Владимир Иванович Воронин. Экспедиция преследовала цель проверить возможность плавания грузовых пароходов по крайне сложной северной трассе, изучить ледовую проводку. Экспедицией руководил известный ученый О. Ю. Шмидт. “Челюскин” (назван в честь С. И. Челюскина, полярного исследователя) двинулся нехоженым маршрутом к острову Врангеля, где должен был оставить стройматериалы для полярной станции и новую смену зимовщиков. До чистой воды оставались считанные мили, когда течением и льдами пароход понесло на север. Более трех месяцев ледяные поля толкали пароход странными петлями по Чукотскому морю.

13 февраля 1934 года “в полдень ледяной вал слева перед пароходом двинулся и покатился на нас, – писал позднее О. Ю. Шмидт. – Льды перекатывались друг через друга, как гребешки морских волн. Высота вала дошла до 8 метров над морем…”. Вал высотой в 8 метров, бескрайняя белая пустыня, мороз минус 30, ветер 6 баллов! Не выдержав сжатия льдов, получив 45-метровую пробоину (при длине корпуса 100 метров) “Челюскин” ушел под воду. 2 часа 15 минут имели челюскинцы для высадки и выгрузки аварийного запаса. 103 человека высадились на льдину. Среди них 10 женщин и двое детей – трехлетняя Алла Буйко и родившаяся уже на судне Карина Васильева. Не удалось спастись одному члену экипажа – завхозу Б. Г. Могилевичу: его сшибло тяжелой бочкой с кормы. Уже 14 февраля 1934 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР создали чрезвычайную правительственную комиссию по организации помощи челюскинцам. Возглавил комиссию В. В. Куйбышев.

Какие только проекты спасения не предлагались – порой фантастические – прыгающие воздушные шары, особой конструкции дирижабли… И лишь три способа были реальны – собачьи упряжки, ледоколы и самолеты. Но погода и ледовая обстановка не позволяли использовать оба первых способа. Оставались самолеты… По предложению О. Ю. Шмидта начали строить аэродром. В 5 км от лагеря нашли ровную площадку. Работая в две смены, люди ровняли поле, оттаскивали лед, засыпали трещины. А на утро оказывалось, что торосы разрывали всю площадку. Все надо было начинать снова. 13 аэродромов было построено.. Из всплывших после гибели парохода досок – построили барак. Ледовый лагерь обживался. Уже на четвертый день на льдине вышел первый номер газеты “Не сдадимся!”. Иллюстрировал газету художник Ф. П. Решетников. Оптимизм не покидал людей, лагерь жил, работал и ждал помощи.

А помощь шла – 4 летные группы из Владивостока, Хабаровска, с американского континента, где были срочно закуплены два самолета, освоением которых занимались М. Л. Слепнев и С. А. Леваневский. 29 раз летал летчик А. В. Ляпидевский на поиски лагеря, но безуспешно. Лишь в 30-й раз 5 марта 1934 года летчик обнаружил затерянный в торосах маленький островок, смог посадить АНТ-4 и забрать всех женщин и детей. Через два часа они были доставлены в Уэллен. Семеро летчиков – М. Водопьянов, И. Доронин, Н. Каманин, С. Леваневский, А. Ляпидевский, В. Молоков, М. Слепнев – участвовали в спасении челюскинцев. 13 апреля 1934 года были вывезены последние члены экспедиции. Всего 24 рейса совершили летчики в лагерь Шмидта. Но на этом еще не закончилась эпопея. Челюскинцам, вывезенным в Ванкарем, предстоял еще 500-километровый пеший переход от чукотского становища Ванкарема до Уэллена, а потом до бухты Провидения, где ждали пароходы..

В честь беспримерного подвига летчиков Советское правительство учредило высшую награду – звание Героя Советского Союза. Все члены полярной экспедиции были награждены орденами Красной Звезды. 12 июля 1934 года участники экспедиции и летчики были гостями Самары, они прибыли на пароходе “Стрежень” по Волге. Интересно сложились судьбы многих участников ледовой эпопеи. Радист Э. Т. Кренкель стал доктором географических наук, Героем Советского Союза. М. С. Бабушкин прославился при освоении Севера. Его имя носит один из районов Москвы. М. В. Водопьянов стал писателем. Н. П. Каманин стоял у истоков космических полетов, руководил подготовкой первопроходцев космоса.

Похожие страницы:

1. Биография Ульяновых
2. Биография Т. Г. Шевченко
3. Биография М. Н. Тухачевского
4. Биография Э. Тельмана
5. Биография С. Н. Халтурина

На Главную

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Улицы Самары и отмечена метками , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий