С понедельника на Страстной неделе начинала вся Русь крещеная мыться-чиститься, ко встрече Светлого праздника сряжаться-готовиться. «Страстной понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет», «С великого понедельника до Великого Дня (Пасхи) — целая неделя, по горло бабам дела!» — говорит деревня, только что встретившая с вербами (вайями) в руках Вербное воскресенье. Вторник является днем, в который, по старому обычаю, положено делать «сочёное молоко». Для этого рано поутру еще до рассвета, сметают по закромам конопляное и льняное семя, перемешивают, толкут в ступах и разводят водой. Для охраны домашней животины ото всяких болезней хорошо, по совету знающих людей, поить ее таким «молоком». Причем это лечение, как и приготовление лекарственного снадобья-пойла, должно производиться на ранней зорьке. Кроме того, лекарки советуют не показывать «соченого молока» мужикам: это бабье дело, а коли попадешься с ним на глаза мужику — никакого толку не будет от лечения! По этому молоку старые люди распознают еще, будет ли прок из скота: не пьет животина его — быть худу! В Страстную среду принято из предосторожности, на всякий случай, обливать водой всю скотину на дворе — да не простой водой, а натаянной из снега, собранного по оврагам и посолённого прошлогодней солью. Эта вода предохраняет двор ото всякого «напуска» («наговора») на целый год.
В Великий четверг — новая забота людям, соблюдающим старину: пережигать соль в печи. Соль, по народному поверью, является целебной, а четверговая — на особицу: ее тщательно сохраняют в божнице, за иконами. В Пошехонском уезде ярославской губернии существовал обычай в Великий четверг, поутру, кормить петухов на печной заслонке (чтобы отгоняли чужих петухов от корма), а в курятник выносить золу и посыпать ею пол (чтобы куры хорошенько неслись). В полночь на этот заветный день, говорит предание, «ворон, заботливый отец, купает детей своих». Стародавнее поверье советует прорубать на речке (где еще не сбежит до той поры вешняя-полая вода) прорубь для вороньей купальни. Это, если верить старикам на слово, должно принести счастье. В старину в эту полночь, «после первых петухов», выходили на реку парни с красными девушками и торопливо зачерпывали из проруби воды, покуда ворон не обмакнул крыла». В это время приходит, по сказаниям русского народа, весна красная и приносит с собой «красоту красную» и здоровье. «Ворон — завистник, не давай ему запастись здоровьем прежде тебя!» — подает совет суеверная деревня. Еще и в 30-х годах 19 столетия в Костромской губерний в Страстной четверг собирались поутру девушки на берегу речки и, если вода вскрылась, входили в нее по пояс, становились в тесный кружок и начинали, держась за руки, заклинать весну, громко распеваючи:
Весна, весна красная! Приди, весна, с милостью, С тою ли милостью, С великою радостью — С тою ли радостью, С великою благостью!.. Весна, весна красная!..
Там же, где лед еще не вскрылся и стоял, девушки встречали весну у проруби, умывались из нее и с веселыми, столь не подходящими к Страстной неделе песнями о весне возвращались по домам. В Великий четверг советуют старые люди подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку («до году грех!»). Красны девушки подрезают в этот день кончики своих кос, чтобы росли длиннее да гуще. Всюду в обычае — приходить домой от четверговой всенощной с горящими свечами. Крестьяне, еще и теперь, выжигают принесенной «от двенадцати Евангелий» свечой кресты на дверях и потолках, думая отогнать этим злую-нечистую силу от своего крова. Завзятые погодоведы народной Руси приметили; если на Великий четверг холодно, то и весна не будет особенно жаловать теплом; если на Великий четверг дождь идет, то надо ожидать мокрой весны. «Какова погода в Страшной четверг, таково и Вознесение!» — замыкается цепь связанных с этим днем примет. Страстная пятница — одна из особо чтимых в народе праздничных пятниц, хотя она и меньше Благовещенской и «десятой». В Великую субботу, перед сумерками, заклинаются утренники-морозы: селяне просят их не губить яровых хлебов, льна и конопли. В седые годы язычества на Руси Страстная неделя посвящалась богу громов небесных. Перуна чествовали разжигавшимися по холмам кострами. Этим как бы высказывалось желание помочь жизнедеятельной творческой силе воскресающей весны.
На Страстной неделе совершалось в стародавние годы и ограждение полей от злых духов. По рассказам очевидцев, в черемисских и вотяцких деревнях парни и девушки с зажженными лучинами в руках (а некоторые — с метлами и кнутами), сев верхом на лошадей, с диким криком начинают скакать по улице из одного конца в другой. Поднимается невообразимый шум. Изгоняющие шайтана стучат палками в ворота дворов, колотят об углы изб, хлевов и конюшен. Потом все мчатся в поле — к яровым посевам, где ставят две палки и строят вокруг них тесную изгородь. Это служит знаком того, что шайтан отогнан от поля и устрашен настолько, что едва ли уже осмелится показаться «на людях». Страстная седьмица ознаменовывалась в Москве богомольными выходами Государя, посещавшего, по доброму завету предков, «узилища» — тюрьмы и богадельни. Щедрой рукой раздавалась царская милостыня, освобождались преступники, сидевшие «за малыя вины», оделялись деньгами неимущие, выплачивались даже долги бедняков. Среда Страстной недели была «днем прощения», на которое венценосный богомолец выходил в Успенский собор. В полночь со среды на четверг происходил тайный выход Государя для милостивой раздачи. В Великую Страстную пятницу царь посещал колодников, а в субботу утром — некоторые монастыри кремлевские. И всегда заходил в этот последний день Страстей Христовых «проститься у гробов» в Архангельский собор. После обедни и в субботу приносили стольники государевы во дворец из собора освященные «укруги» и «вина фряжския». Полунощница в навечерии Светлого Дня слушалась Государем в Престольной комнате в его палатах покоевых.
Пасха — праздник праздников христианских, т.е. самый важный и главный. Он отмечается наиболее торжественно, ибо Пасха — Это Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, который восстал из мертвых, смертию смерть поправ. Светлое Христово Воскресение — подвижный праздник, дата которого зависит от дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасху отмечают в первое воскресенье после полнолуния, наступающего вслед за равноденствием. Другими словами, после четвертого апреля и до восьмого мая по новому стилю. Называя Пасху величайшим торжеством и венцом христианской веры, Церковь в этот цень призывает всех к радости. Краткое описание Пасхи, данное священнослужителем Иосифом, таково: «Накануне праздника, с вечера, христиане начинают стекаться в храмы для слушания Деяний Святых Апостолов. В 12 часов ночи начинается благовест, возвещающий наступившее торжество праздника. С начала службы совершается Крестный ход вокруг храма с Крестом, Евангелием и иконами, во время которого священнослужители поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небеси». Все слушают эту песнь, как бы с Неба, и благодарят Бога, что сподобились встретить этот Праздник Воскресения Христова. Когда священное шествие приблизится к западным вратам, которые в это время затворены, тогда священнослужители останавливаются пред вратами и Первенствующий из них возглашает: «Слава Святой, Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице». За сим начинают петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». Вслед за сим отверзаются западные врата и все входят во храм, а священнослужители — в Царские врата, которые отверсты бывают во всю седьмицу Пасхи. Во время службы священнослужители при каждом хаждении приветствуют предстоящих во храме: «Христос воскресе!» — и народ ответствует: «Воистину воскресе!»
При конце утрени священнослужители выходят с Крестом, Евангелием и иконами христосоваться с народом который, прикладываясь ко Кресту, Евангелию и иконам, христосуется и с самими священнослужителями. При этом существует древний обычай дарить цветные яйца. Обычай этот, по словам Иоанна Дамаскина, означает, что Иисус Христос своей смертью и Воскресением очистил грехи рода человеческого. После этого произносится назидательное слово Иоанна Златоуста, в котором все призываются к духовному торжеству и радости светлого праздника Воскресения Христова. После литургии освящаются так называемая пасха и кулич. В тот или другой день Пасхи священнослужители приходят в дом каждого христианина с крестом, Евангелием и иконами и совершают молебствие празднику. В первый день Пасхи, во время литургии, чтение праздничного Евангелия совершается с необыкновенным торжеством, особенно в Успенском соборе. Прежде всего начинает читать сам Архиерей, за ним повторяют сослужащие ему — сначала в алтаре на разных языках; потом диаконы, которые становятся для этого на амвонах: протодиакон — пред царскими дверьми, другие диаконы — пред западными, северными и южными дверьми; все они повторяют, один за другим, слова Евангелия, разделяя его на несколько отделений. Такой обычай чтения Евангелия напоминает проповедь апостолов о Воскресении Христа Вселенной. В московских соборах, обителях, и особенно в Успенском соборе, в первый день Пасхи совершается торжественно и Вечерня (при множестве священнослужителей), во время которой Евангелие читает сам Архиерей с амвона, обратившись к народу. Все праздничные дни Пасхи христиане проводят в посещении храмов Божиих; чтители Московской святыни приходят в Кремль — для поклонения московским чудотворцам и иконам и для Обозрения священных древностей Кремля.
Замечательно, что многие из благочестивых христиан приходят сюда даже на ночь и остаются в ожидании утренних крестных ходов, которые совершаются каждодневно во время Пасхи из Успенского собора в другие кремлевские храмы. Во всех домах в это время не бывает никакой работы. В соборах и монастырях существует обычай: в субботу Пасхи раздавать артос, знаменующий хлеб животный. В обителях во все дни Пасхи артос приносится с иконами из храма в трапезу, где, по чиноположению, совершается над ним последование, а после трапезы он выносится опять в храм, где обыкновенно и находится во время Пасхи пред образом Спасителя. В Субботу, после литургии, над ним читается молитва, потом он раздробляется и раздается народу, который употребляет его как святыню, в особенности при болезнях. Субботой и оканчивается праздник Светлого Христова Воскресения». Во всю седьмицу Пасхи упраздняется в церковном служении чтение псалтыри и почти всех частных псалмов, а вместо оных, и притом многократно, поются: тропарь «Христос воскресе…», и другие песни, выражающие духовное веселие. Вечерня перед праздником в Великую субботу совершается всегда с Литургией Василия Великого, и на вечерни читаются все те места Ветхого Завета, где предсказывается (смерть и воскресение Христово; а на литургии служащие сменяют, по чтении Апостола, мрачные одежды на светлые, и Апостол с Евангелием читаются уже воскресные — в знак того, что Христос воскрес весьма рано, в ночь после субботы. С вечера под первый день Пасхи — до первого часа, в который начинается утреня, — читается в церкви книга Деяний Св. Апостолов. Когда получило начало это установление, не известно; но, по свидетельству Аллатия, оно, должно быть, древнее.
Во время звона ко утрени среди церкви и в алтаре разжигается фимиам — в таком количестве, чтобы вся церковь могла наполниться благовонием. Несмотря на сие, служащие на каждой песни Канона производят еще каждение обыкновенными кадильницами. Все сие делается в значение обилия благодати, показанной нам Богом в воскресении Христовом. Пред началом утрени совершается вокруг церкви крестное хождение — во знаменование хождения учениц и учеников Христовых ко гробу Его, где они и уверились в воскресении (а ношение плащаницы в навечерии Великой субботы бывает во знаменование снятия со креста и погребения тела Христова). Утреня начинается в притворе пред дверьми храма в знак того, что ученицы и ученики Христовы уверились в воскресении Его пред дверьми гроба. При конце утрени бывает всеобщее целование друг с другом при произнесении одним слов: Христос воскресе! — а другим: Воистину воскресе! Один как бы возвещает о сем событии, а другой, как бы наперед зная сие, подтверждает это известие. Таковой разговор мог происходить между некоторыми из учеников и учениц Христовых в первые часы и дни после известия о воскресении Его. На литургии читается Евангелие не воскресное, как бы то следовало по примеру других праздников, но первые стихи благовествования евангелиста Иоанна, и притом всеми служащими священниками и диаконами, — по статьям, при звоне колоколов. Не известно, когда и где первоначально введен сей обычай, но цель его состоит в том, чтобы придать празднику более торжественности. Царские врата во всю седьмицу не затворяются — во знаменование того, что смертью и воскресением Спасителя отверсты всем врата милосердия Божия и путь во блаженное Небо.
В монастырях, соборах и по всем церквам полагается среди церкви хлеб, или артос, который в монастырях ежедневно носится братиею в трапезную и по окончании стола обратно относится в церковь; так продолжается до самой субботы Светлой седьмицы, когда оный хлеб раздробляется и раздается народу. Хлеб полагается во знамение того, что Иисус Христос смертию своею и воскресением соделался для нас хлебом жизни. Посему-то он не употребляется вдруг, после первой трапезы, но раздробляется уже по прошествии праздника. А носится хлеб в трапезную монашествующих для того, чтобы они, имея его пред глазами, воображали пищу лучшую и высшую той, какую вкушают, и учились полагать веселие свое и насыщение не в снедях, но в пострадавшем и воскресшем для нас Иисусе Христе». Каковы особенности праздника Пасхи, которые отличают его от прочих церковных праздников? Архиепископ Иннокентий пишет об этом в книге «О великих Господских и Богородичных праздниках»:
«1. Подношение друг другу цветных яиц. По преданию, первой это сделала Мария Магдалина. Она и название оттого получила равноапостольной, что проповедовала Христа, как и апостолы. Как могла она осмелиться предстать пред императором, будучи женщиной бедной и презренной? Но тем-то и отличались апостолы, что действовали без расчетов мирских. Подносила ли она яйцо? и если подносила, то почему именно яйцо, и притом красное? Самое древнее и едва ли не повсеместное обыкновение — приходя к людям уважаемым, приносить нечто, употребляемое в пищу или питие, как то: хлеб, вино и прочее. Мария, воспитанная в простоте, тем более долженствовала соблюдать это обыкновение во всех случаях; а не имея по бедности другого дара, достойного императорского лица, принесла ему яйцо — дар натуральный, только для приличия извне украшеный. Приношение сие, будучи принято в употребление у христиан, сообразно обстоятельствам долженствовало получить известное и значение. Вследствие сего некоторые в яйце видят изображение воскресения Христова и нашего, притом и духовного, и будущего телесного. Яйцо, произошедши от матери, дает жизнь новому существу, сперва внутри себя, а потом производит его на свет; так и Христос, восстав из мертвых, не только остается живым, но и дает жизнь- сперва внутреннюю, духовную, а потом даст и телесную, бессмертную и блаженную, всем верующим в Него. А что употребляется при христосовании яйцо, окрашенное в красный цвет, то сие означает духовное веселие.
2. Хождение священников по домам со Крестом или с иконами принадлежит также к особенностям Пасхи. Необходимой считается икона Богоматери, так называемая Запрестольная (а в некоторых местах и икона Воскресения), а также хоругви. Иконы носятся прихожанами, которые при разных случаях жизни дают на то обет. Во время ношения соблюдают строгую умеренность в пище и питии, а иные почти постятся, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса. Ходя со Крестом, поют, вошедши в дом, так называемый задостойник, т.е. стихи: «Ангел вопияше…» и «Светися, Светися…», а ходя с иконами, поют Канон Пасхиили молебны. Обойдя все дома одной деревни, в некоторых местах ходят и на поля, засеянные озимым хлебом, и там поют Канон Пасхи, прося Воскресшего — да воскресит Он и посеянное в поле. Дела благотворительности. В Древности в праздник Пасхи — отворяли темницы и отпускали узников (исключая уголовных); господа давали свободу рабам; пастыри Церкви чрез целую седьмицу говорили к народу поучения; богатые уделяли часть своих избытков бедным;запрещаемы и прекращаемы были все народные игры и публичные зрелища; не совершалось судопроизводства, за исключением случаев особенных, чрезвычайных. Есть в народе мнение, что христиане, умирающие в праздник Пасхи, все без исключения удостоиваются Царствия небесного. Сию мысль могли родить частью священные песни, в коих воспевается всеобщее прощение на Пасху, частью же — обычай во всю неделю не затворять Царских врат, что знаменует, по Златоусту, отверстие Небес.